Минобрнауки просят подключить онлайн-образование
Госдума рекомендовала правительству поработать над законом «Об электронном обучении»
Депутаты Госдумы раскритиковали Минобрнауки за то, что электронное обучение в высшем образовании до сих пор не используется в полной мере. Ранее чиновники обещали к 2018 году снять административные барьеры, мешающие российским университетам засчитывать пройденные студентами учебные открытые онлайн-курсы. Депутаты профильного комитета констатировали, что до сих пор этого не сделано, а в Минобрнауки даже нет чиновника, «ответственного за это направление». По итогам обсуждения правительству рекомендовано рассмотреть возможность разработки законопроекта «Об индустрии электронного обучения».
Депутаты Госдумы рекомендовали правительству создать специальную комиссию по развитию индустрии электронного обучения в России, сообщил на заседании комитета по образованию и науке депутат Олег Смолин. Он уточнил, что возглавить эту работу предложено премьер-министру Дмитрию Медведеву, так как электронное обучение относится к «вопросам национальной безопасности».
Олег Смолин напомнил, что Министерство образования и науки осенью 2017 года обещало снять административные барьеры, мешающие внедрению полноценного дистанционного обучения в российских вузах. В частности, как сообщал “Ъ”, экс-заместитель главы ведомства Людмила Огородова (курировавшая это направление) заявляла, что к 2018 году вузы смогут засчитывать пройденные студентами учебные онлайн-курсы в других учебных заведениях как зачеты в родном вузе. Единых требований к зачетам не существует. По действующим правилам Минобрнауки образовательные организации сами вправе определять порядок и форму учета результатов пройденных курсов. Как ранее сообщал “Ъ”, эксперты отмечают, что вузы нередко сталкиваются с трудностями в учете онлайн-курсов, например, из-за возможных претензий со стороны Счетной палаты, «которая скажет: вам деньги давали на душу, чтобы вы полный стандарт реализовали, а ваш студент где-то выучился, отдайте этот кусок обратно в бюджет».
Глава комитета Вячеслав Никонов подтвердил, что до сих пор «большого рывка в использовании электронного обучения в высшей школе» не произошло. Он обратился к представителям Минобрнауки: «Кто отвечает в министерстве за это направление?» На вопрос откликнулась замдиректора департамента госполитики в сфере общего образования Минобрнауки Светлана Ермакова: «Департамент высшего образования». «Но вы же не из департамента высшего образования»,— удивился господин Никонов. Конкретного ответственного за это направление чиновника госпожа Ермакова назвать не смогла.
Пояснить ситуацию взялся Олег Смолин: «За высшее образование до недавнего времени отвечала Людмила Огородова (10 января 2018 года назначена вице-губернатором Томской области.— “Ъ”), теперь замминистра стала Ирина Потехина (назначена 25 января.— “Ъ”). Не знаю, знает ли она о том, что именно за это отвечает, но традиционно распределение полномочий было таким». Господин Смолин также подчеркнул, что «недавно чиновники Минобрнауки обещали, что барьеры будут сняты, возможно, до 1 февраля».
Председатель экспертного совета по информационным технологиям в сфере образования при комитете Владимир Тихомиров сказал, что Россия в вопросах массового электронного обучения отстает «от стран-лидеров на 10–15 лет». «Мы пытаемся зайти в эту отрасль с образовательной стороны, это неэффективно, потому что речь идет о создании новой технологической отрасли, которой в стране просто нет»,— сообщил он. По его словам, дополнительные трудности возникают в связи с импортозамещением, «есть некоторые вещи, которые мы просто не можем сделать, понадобятся контракты, нужно распаковывать шлюзы». Также, считает эксперт, необходимо изменить правовой статус вуза. «Сейчас у университетов нет инструментов для выплат дивидендов или процентов, соответственно, никакой бизнес вкладываться в это не будет»,— говорит он.
Депутаты рекомендовали правительству РФ рассмотреть возможность подготовки проекта федерального закона «Об индустрии электронного обучения». Минобрнауки парламентарии рекомендовали «обеспечить возможности признания и зачеты образовательными организациями освоения студентами массовых открытых онлайн-курсов» и сформировать регламент экспертизы содержания курсов и электронных учебников. Согласно решению комитета, Минобрнауки и «другие заинтересованные министерства» должны доложить о реализации рекомендаций в период весенней думской сессии 2019 года.