Инвестиция в вечность
Надежда Менделевич о проекте Rolex "Мэтр и протеже"
Благотворительные инициативы часовых марок часто превращаются в истории о бессмертии личности. Почему так происходит? Размышляя над тем, как точнее измерить время, думаешь и о его скоротечности. В Rolex всегда восхищались людьми, которые вписывают свое имя в историю.
Еще до Второй мировой войны новинки этой марки носили люди, которые стремились оставить в истории заметный след: часы Rolex Oyster переплыли в 1927 году Ла-Манш вместе с Мерседес Гляйтце, пронеслись в небе над Эверестом вместе с бесстрашным авиатором Дугласом-Гамильтоном в 1933 году, разогнались на автомобиле до скорости 484 км/ч за компанию с легендарным гонщиком Малкольмом Кэмпбеллом в 1935 году. Покорение Марианской впадины, легендарные экспедиции, исторические парусные регаты — немало приключений выпало на долю часов Rolex, и особенно отличилась линия Datejust.
С наступлением XXI века руководство марки решило поддерживать не только тех, кто в погоне за бессмертием добился заметных высот, бросая вызов миру. В 2002 году был дан старт инициативе "Мэтр и протеже", которая дарит новые возможности тем, кто нечасто покидает кабинет с любимым письменным столом, художественную мастерскую, танцевальный зал, монтажный стол или конструкторское бюро. Каждый год несколько молодых талантов из разных сфер искусства получают возможность совершенствоваться под руководством признанного авторитета в своей области.
Собирающийся под зеленым знаменем Rolex комитет выбирает сначала пул менторов, а потом, ориентируясь на пожелания каждого творца, предлагает кандидатов в протеже. После того как окончательный выбор сделан, фонд обеспечивает и ментора, и протеже всеми возможностями для плодотворной работы. Мастер-классы, беседы, совместные путешествия и проекты — все необходимые меры будут приняты командой профессионалов, на запястьях которых время отсчитывают часы Rolex, напоминая о том, что каждая минута совместного интеллектуального труда — это инвестиция в вечность.
К вопросу денежных инвестиций здесь тоже подходят серьезно. Каждый протеже получает грант в размере 40 тыс. швейцарских франков (CHF), дополнительные расходы на проект ограничены суммой 30 тыс. CHF. Премия ментору — "компенсация за время, энергию и другие ресурсы" — составляет 100 тыс. CHF. После окончания совместной работы творческого тандема кураторы проекта со стороны Rolex еще в течение года знакомят публику с результатами этой работы.
"Мы надеемся и верим, что те отношения, которые возникают между нашими протеже и менторами, продолжат обогащать современную художественную реальность",— рассказывает Бертран Гром, председатель правления Rolex SA. В этом году марка подводит итоги первых пятнадцати лет благотворительного проекта. За это время его участники и организаторы превратились в полноценное творческое объединение творцов разных поколений, школ, стран и подходов.
Мир изобразительного искусства, архитектуры, кино, танца, театра, музыки и литературы стал богаче. Больше пятидесяти молодых и талантливых художников получили уникальный шанс профессионального и личностного совершенствования. В 2004 году инициатива Rolex подарила любителям искусства возможность увидеть легендарного художника Дэвида Хокни в роли учителя, который постигает метод талантливого ученика, хорошо известного сейчас Маттиаса Вайшера.
Тогда же в проекте участвовал сэр Питер Холл — выдающийся британский театральный режиссер, которого не стало в минувшем сентябре,— под его руководством пьесу "Человек и Сверхчеловек" ставила Лара Фонт из Йоханнесбурга. Не нуждающийся в представлении Мартин Скорсезе делился опытом с Селиной Мургой в процессе съемок "Острова проклятых" в 2009 году. В одной из первых творческих пар, созданных Rolex, ведущим был хореограф Уильям Форсайт, пророк дополненной реальности на танцевальной сцене. Филипп Гласс и Джесси Норман, Аниш Капур и Ребекка Хорн, Маргарет Этвуд и Петер Цумтор --менторов выбирали с размахом.
За последний год были сделаны две очень заметные совместные работы. Первая — это архитектурный проект сэра Дэвида Чипперфилда, в рамках которого молодой урбанист Саймон Крез вместе с группой собственных студентов работал над развитием района Бишопгейт в Восточном Лондоне. И ментор, и протеже остались так довольны друг другом и результатами работы, что собираются издать об этом книгу и прочесть курс лекций.
Вторая — сотрудничество Альфонсо Куарона и "самого многообещающего режиссера моложе 30 лет" по версии The Hollywood Reporter — Чайтаньи Тамхейна. Последнего явно заметили на Венецианском кинофестивале 2014 года, когда большинство критиков хвалили его "Суд" — драму о судебном производстве в Индии. Куарон взял протеже на съемки собственной картины "Roma". "Я надеюсь, Чайтанья узнал немало вещей, которые будут полезны для него,— говорит Куарон,— и не менее важно, что я сам многому научился у него".