Мартин Шульц пробивается к Министерству иностранных дел
Помешать немецкому политику могут соратники по партии
Глава МИД Германии Зигмар Габриэль не примет участия в Мюнхенской конференции по безопасности, которая откроется 16 февраля. Об этом вчера сообщили немецкие СМИ, отмечая: господин Габриэль отменил и другие встречи, не желая участвовать в них в качестве «хромой утки». Ожидается, что скоро пост министра иностранных дел займет бывший председатель Европарламента и экс-кандидат в канцлеры Мартин Шульц. Впрочем, помешать ему получить портфель могут собственные однопартийцы.
О завершении переговоров между Христианско-демократическим союзом (ХДС) Ангелы Меркель, баварским Христианско-социальным союзом (ХСС) и Социал-демократической партией Германии (СДПГ) было объявлено в среду, тогда же СМИ сообщили о предварительном распределении портфелей в правительстве. Как ожидается, ключевой для России пост главы МИДа останется за СДПГ — на этот портфель претендует Мартин Шульц.
Это соответствует традиции, согласно которой пост канцлера занимает представитель крупнейшей коалиционной партии (в данном случае ХДС), а пост главы МИДа достается кандидату от партии-партнера. В предыдущем правительстве этот пост сначала занимал социал-демократ Франк-Вальтер Штайнмайер, а затем, после его ухода на пост президента ФРГ, Зигмар Габриэль. В дипломатических кругах в Москве накануне сентябрьских выборов в Германии не раз давали понять: Россия в любом случае готова сотрудничать с новым правительством страны, но на посту главы МИДа предпочла бы видеть социал-демократа — с представителями этой партии у Москвы традиционно складывался более теплый диалог.
Станет ли Мартин Шульц поддерживать эту традицию — пока вопрос: в публичных высказываниях о российской политике он долгие годы был скорее критичен. В начале 2010-х он не раз критиковал ситуацию с правами человека в РФ, а после 2014 года называл санкции эффективным инструментом воздействия на политику Москвы. При этом за 62-летним господином Шульцем закрепилась репутация прямолинейного политика, не склонного «ходить вокруг да около». Он и сам охотно подчеркивал свою биографию политика из народа: будучи младшим ребенком в многодетной семье, он вырос в маленьком городке на западе Германии и окончил только среднюю школу. Позже он работал книготорговцем, выучил английский, французский, голландский, испанский и итальянский языки и открыл в городе Вюрзелен в земле Северный Рейн—Вестфалия собственную книжную лавку. Там же он еще в 1974 году вступил в СДПГ и постепенно построил партийную карьеру, став депутатом Европарламента, а затем и его председателем. В конце 2016 года он вернулся на родину, чтобы включиться в предвыборную гонку, но проиграл.
«Мартин Шульц не питает такой симпатии к России, как Зигмар Габриэль, для которого отношения с Москвой всегда имели большое значение. Зигмар Габриэль выступал за поэтапное смягчение санкций в отношении России и был наряду с (канцлером ФРГ в 1998–2005 годах.— “Ъ”) Герхардом Шрёдером одним из участников неафишировавшихся переговоров с руководством России об идее размещения в Донбассе миротворцев. Мартин Шульц скорее ориентирован на европейские и евроатлантические дела»,— говорит один из источников “Ъ”, близких к СДПГ. В то же время опрошенные “Ъ” немецкие эксперты напоминают: это «рациональный» и «опытный в решении международных вопросов политик», который ранее в качестве председателя Европарламента не раз встречался с политиками и дипломатами из РФ.
«Мартин Шульц видит себя главой МИДа, и по большому счету ему было бы сложно занять иную должность в правительстве, ведь опыта внепартийной, государственной работы у него нет,— говорит руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов.— В отношении России он действительно всегда занимал сдержанную позицию. И можно ожидать, что Мартин Шульц будет первоначально достаточно сдержан в том, что касается непосредственно контактов с российским руководством, но затем продолжит традиции конструктивного взаимодействия с Москвой, начатые его предшественниками социал-демократами».
Впрочем, выводы о кандидатуре будущего министра эксперты единогласно призывают делать с осторожностью. По данным немецкого издания Die Welt, на вчерашнем заседании правления СДПГ несколько высокопоставленных социал-демократов выступили против замены Зигмара Габриэля на Мартина Шульца. Согласно опросу YouGov, господина Габриэля главой МИДа видят 33% немцев, а господина Шульца — всего 22%.
Смешать все карты еще могут и рядовые социал-демократы, которые должны будут 4 марта своим голосованием утвердить — или не утвердить — соглашение о коалиции. Владислав Белов прогнозирует, что коалиционный договор будет одобрен, «но с минимальным перевесом — максимум 52–54% за».