Экскаваторы на взлете
Продажи спецтехники в 2017 году выросли в полтора раза
Рынок дорожно-строительной и спецтехники в 2017 году вырос на 49%. Впрочем, для восстановления до докризисного уровня необходим рост еще на 50%, считают в Ассоциации европейского бизнеса. Впрочем, иностранные игроки опасаются, что им станет сложнее сохранять долю рынка: давление регуляторов, в частности поступательный рост утильсбора, приведет к удорожанию техники и замедлению восстановления рынка. Источники “Ъ” на рынке утверждают, что требования по локализации для доступа к господдержке экономически нецелесообразны.
Продажи дорожно-строительной (ДСТ) и спецтехники в 2017 году выросли на 49%, до 9 тыс. единиц, сообщила Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Доля рынка компаний, представленных в комитете ассоциации,— 80%. В основном это иностранные бренды, но есть и данные отечественных «Кранекса», «Четры», «Эксмаша» или «РМ-Терекс» (СП «Русских машин» Олега Дерипаски и американской Terex). Положительная динамика продаж по итогам года наблюдалась во всех сегментах ДСТ и спецтехники. Так, реализация экскаваторов-погрузчиков выросла на 66%, до 2 тыс. штук, гусеничных экскаваторов — на 51%, до 2,9 тыс. штук, колесных погрузчиков — на 42%, до 917 штук. Объем продаж погрузчиков с бортовым поворотом вырос на 16%, до 881 штуки, сочлененных самосвалов — на 39%, до 152 штук, самоходных грейдеров — на 29%, до 713 штук.
Глава профильного комитета АЕБ гендиректор Volvo CE Russia Андрей Комов отмечает, что, несмотря на внушительный рост продаж, рынку далеко до докризисного уровня. Так, продажи 2017 года еще на 42% меньше, чем в 2013 году. «Чтобы полностью восстановиться, необходим рост еще на 50%»,— считает топ-менеджер. Скорость возврата на докризисные показатели «не в последнюю очередь зависит от регулирующего воздействия на рынок», рассуждает господин Комов. Если инициативы по увеличению давления на производителей реализуются, дальнейшее восстановление неизбежно замедлится, уверен он.
Источник “Ъ” в иностранной компании с мощностями в РФ ожидает роста утильсбора в первом квартале в среднем на 15% на всю ДСТ и спецтехнику и полагает, что это будет не последнее повышение ставок сбора «в ближайшем будущем». Собеседник “Ъ” говорит, что это приведет к очередному пропорциональному удорожанию техники для потребителя: «В отличие от немногочисленных местных производителей, мы не имеем возможности компенсировать это удорожание за счет госсубсидий». «Правительство продолжает оказывать давление на импортеров и иностранных производителей с производственными площадками в РФ, ставя перед ними протекционистские торговые барьеры с одной стороны и трудновыполнимые задачи по локализации — с другой»,— отмечает источник “Ъ”.
По данным Минпромторга, в 2017 году производство дорожно-строительной техники выросло на 28%, до 32,5 млрд руб., импорт увеличился на 50%, до 126,7 млрд руб., экспорт — на 78%, до 5,1 млрд руб.
В целом в Минпромторге не скрывают, что приоритет в господдержке отдают отечественным производителям. Так, например, в концепции стратегии развития производства спецтехники (см. “Ъ” от 6 февраля), которую разрабатывали профильный комитет Минпромторга и ассоциация «Росспецмаш» (включает компании РФ), есть план увеличить долю российских производителей на рынке с 38% до 70% к 2030 году. В рамках защиты от импорта есть предложения повышения ввозных пошлин до максимального уровня, разрешенного ВТО. Кроме того, планируется стимулировать продажи отечественной техники с помощью субсидирования скидок потребителям и льготного кредитования, аналогичные механизмы уже существуют в сельхозмашиностроении и автопроме. При этом будут ужесточаться требования постановления №719, которое включает набор технологических операций для соответствия продукции российской для получения госсубсидий, за счет добавления новых операций для стимулирования локализации производства. Это будет влиять в первую очередь на иностранные заводы в РФ.
Собеседник “Ъ” в иностранном концерне с производством в РФ говорит, что постановление №719 ставит перед компаниями задачи локализовать, в частности, гидравлику, кабины и двигатели к 2020 году. «Мы готовы повышать локализацию, но при объемах рынка, превышающих уровень 2013 года, сейчас для иностранных брендов это не представляется возможным»,— утверждает он. Техника иностранных брендов без статуса «сделано в России» продолжит дорожать из-за госрегулирования, говорит собеседник “Ъ”.
«Локализация в мировом масштабе — это прежде всего способ уменьшить себестоимость продукции за счет организации более дешевого производства компонентов на местном рынке»,— говорит другой собеседник “Ъ”. При этом, по его словам, локализация по-российски — это требование чиновников следовать правилам, придуманным ими и не имеющим ничего общего с экономикой. «Цель этих правил — создать искусственное конкурентное преимущество "местных" компаний и использование других игроков в качестве постоянных доноров для них за счет перераспределения утильсбора»,— заявляет источник “Ъ”. Другой собеседник “Ъ” замечает, что протекционистские меры вынуждают инвестировать не в инновационные решения, а в возможность быть в равных условиях на рынке «с теми, кого Минпромторг считает "своими"». Такие инвестиции, естественно, приводят к удорожанию продукции, говорит он.