Великобритания не хочет играть по правилам Евросоюза
Переходный период после «Брексита» может и не состояться
Между Лондоном и Брюсселем сохраняются разногласия по условиям переходного периода, который должен начаться после выхода Великобритании из состава ЕС 29 марта 2019 года. Об этом заявил главный переговорщик от Евросоюза Мишель Барнье на пресс-конференции по итогам очередного раунда переговоров. Среди главных противоречий — обязано ли королевство подчиняться решениям ЕС при лишении права голоса в его структурах, а также сможет ли Брюссель вводить против Лондона санкции в случае невыполнения своих требований.
«Честно говоря, я удивлен этими разногласиями,— заявил на пресс-конференции по результатам очередного раунда переговоров по "Брекситу" глава делегации ЕС Мишель Барнье.— Если они будут сохраняться, переходный период не состоится». Так, очертив новые противоречия, стороны начали второй этап переговоров о выходе Британии из Евросоюза. На повестке — обсуждение условий переходного периода и сотрудничества после него.
Напомним, 29 марта 2019 года в 23:00 по Гринвичу Великобритания покинет ЕС. Но на этом ее связи с союзом не оборвутся — начнется переходный период, который продлится до конца 2020 года. Условия непосредственно выхода Британии из Евросоюза стороны определяли в течение полугода. Достичь договоренностей по второй фазе премьер-министр Великобритании Тереза Мэй планирует уже к 22–23 марта, когда пройдет саммит ЕС.
Однако возникшие противоречия грозят отодвинуть срок согласования на неопределенное время. Как заявил Мишель Барнье, ЕС до сих пор озабочен задачей обеспечить отсутствие жесткой границы между Ирландией и Северной Ирландией, а также распространить полномочия Суда ЕС на контроль за выполнением соглашения о «Брексите». Однако если по первому вопросу Британия готова обсуждать варианты и предлагать разные способы пограничного контроля, то в отношении суда она не приемлет власти ЕС.
Великобританию также не устраивает стремление Евросоюза расширить права граждан стран ЕС, которые приедут в королевство во время переходного периода. Брюссель настаивает: прибывшие, например, в декабре 2020 года граждане стран Евросоюза не могут быть резко ограничены в правах, если решат там остаться до января следующего года, когда переходный период должен закончиться.
Наибольший же резонанс вызвало положение о возможности введения Евросоюзом санкций в случае нарушения Лондоном соглашения о переходном периоде.
Министр по выходу Великобритании из Евросоюза Дэвид Дэвис заявил накануне: «Не думаю, что стоило публиковать документ с откровенно неучтивыми формулировками, фактически подразумевающими, что они (руководство ЕС.— “Ъ”) могли бы произвольно прекратить период имплементации (договоренностей о переходном периоде.— “Ъ”)».
На эти заявления Мишель Барнье ответил, что Евросоюз не стремится наказать Великобританию, а ищет пути договориться. Кроме того, по его словам, такая практика обычна для членства в ЕС, и Великобритании нечего бояться — на ее счету самое малое число нарушений европейского законодательства. А то, что решения будут применяться в обход Суда ЕС,— это просто способ сэкономить время.
Европейской стороне еще предстоит убедить партнеров в принятии такого механизма контроля. При этом королевство пока категорически против обязательства соблюдать правила ЕС, лишившись права голоса в его органах. «Великобритания хочет пользоваться преимуществами единого рынка, таможенного союза, и тогда она должна принять все правила и обязательства до конца переходного периода, это очень логично»,— заявил Мишель Барнье.
Согласно черновому варианту соглашения о переходном периоде, предполагается, что Брюссель будет консультироваться с Британией только по вопросам, которые касаются Лондона напрямую,— например, по рыболовной политике или применению санкций.
Но никаких обязательств выполнения этих рекомендаций у ЕС не будет. Между тем, как заявил в прошлом месяце министр Дэвис, Лондон будет добиваться того, чтобы «его голос был услышан».
Обострение ситуации на переговорах происходит отчасти и из-за отсутствия четкой позиции Лондона. Причиной стали противоречия между министрами, вызванные утекшим в прессу секретным документом о возможных потерях ВВП от «Брексита». «Вокруг этого доклада возник очень большой скандал,— заявила “Ъ” руководитель Центра британских исследований Института Европы РАН Елена Ананьева.— Его подготовили несколько министерств под эгидой главы государственной службы, но санкции Кабинета министров не было». При этом сторонники выхода Британии из ЕС назвали этот доклад спекуляцией, парламентарии потребовали его обнародовать, а Кабинет министров и комитет по «Брекситу» не согласовали единую позицию для второго этапа переговоров.
«Дело в том, что Тереза Мэй, с тех пор как пришла к власти, сознательно старается соблюсти в своем правительстве баланс между сторонниками членства в ЕС и сторонниками выхода. А в результате компромисса не получается,— отметила Елена Ананьева и добавила: — Да и в принципе он невозможен».
Как Джордж Сорос начал операцию анти-«Брексит»
Известный финансист Джордж Сорос, получивший в начале 1990-х годов известность благодаря атаке на британский фунт, вновь обратил свое внимание на Великобританию. На этот раз он решил помочь британским общественным организациям, которые выступают против выхода страны из ЕС, и перечислил им £400 тыс.