Олимпийский Пхенчхан уступил Сочи
по стоимости проведения Игр
Корейская Олимпиада оказалась в четыре раза дешевле сочинской. Организаторы не ждут серьезного экономического эффекта, поэтому главный стадион разберут, а в Олимпийскую деревню заселятся местные жители, а не туристы. Сколько потратили на Игры в Пхенчхане? Выяснял Иван Корякин.
Церемония открытия Олимпиады в Корее оказалась скромнее сочинской: по стадиону в Пхенчхане сначала прошли драконы и огромные кузнечики, а затем танцоры воссоздали цвета корейского флага. Каких-то полчаса, и начался парад спортсменов. Праздник завершился масштабным фейерверком.
Между тем, тройки лошадей, рабочие, колхозницы и олимпийские кольца над головами зрителей не пролетали. У корейского стадиона и крыши-то нет, где их можно было бы подвесить. Впрочем, ее и не планировалось — арена вообще временная, и ее разберут после Игр. Обошлась она в $110 млн, что в семь раз меньше затрат на сочинский стадион «Фишт».
Всего на подготовку к Олимпиаде Южная Корея потратила $12,5 млрд. Это не так уж мало — вдвое больше, чем в Ванкувере, но в четыре раза меньше, чем в Сочи, где прошла самая дорогая Олимпиада в истории.
Но размах корейцам не нужен, рассуждает доцент кафедры менеджмента и маркетинга спортивной индустрии Российского экономического университета им. Плеханова Алексей Кыласов: «Они пошли по пути, который, собственно говоря, уже был не раз отработан в истории Олимпийского движения. Самый яркий пример — это Лиллехаммер, где из всех спортивных объектов оставили только средний трамплин в качестве смотровой площадки и памяти об Играх, которые там проходили. Изначально контракты составлялись так, что кто строит олимпийский объекты, тот потом их и разбирает».
Олимпийская деревня тоже выглядит бюджетно: если бы не горы, она была бы похоже на микрорайон Новой Москвы, уж слишком высокие здесь здания. Это будущие жилые дома, квартиры в которых в них уже куплены. Их интерьер показал саночник Семен Павличенко: «Все уголки и стены закрыты защитными коробками, скорее всего, для того чтобы мы не "убили" эти квартиры. Квартиры проданы с таким не очень хорошим ремонтом. Дальше мы идем на кухню. Здесь все тоже запечатано, чтобы мы не "ушатали" это все».
Когда семь лет назад корейцы выиграли право на проведение Олимпиады, они планировали строить такое жилье для спортсменов, которое можно было бы превратить в гостиницы. Но это оказалось слишком рискованно — турпоток в страну падает. Но вице-президента Федерации рестораторов и отельеров Сергея Колесникова такой подход не удивляет: «Олимпийская деревня изначально создается с возможностью ее перестройки под обычных людей. Пока спортсмены живут, там все обтянуто пленкой. У нас во время сочинской Олимпиады идеология точно такая же была. Олимпийская деревня — это апартаменты. Другой вопрос, что их стоимость получилась крайне высокой. Чтобы они не простаивали, их сейчас используют в основном под отели».
В 2011-м Hyundai Research Institute рассчитал экономический эффект от корейской Олимпиады в размере $40 млрд плюс дополнительный 1 млн туристов ежегодно. Но позже прогноз признали неактуальным. Впрочем, у Сеула нет цели удивить весь мир. Свое экономическое чудо у Кореи уже было — о нем организаторы, к слову, напомнили на церемонии открытия.