Ведущие фондовые минусы
Инвесторы спасают средства в коротких облигациях
Столь стремительного обвала мировых фондовых рынков инвесторы не видели девять лет. Ведущие западные индексы потеряли за две недели 11–12% и вернулись к значениям осени прошлого года. Сильнее рынки падали в феврале 2009 года, в разгар мирового финансового кризиса. В настоящее время в ожидании повышения ставки ФРС инвесторы пытаются сохранить свои средства в защитных активах, в том числе фондах денежного рынка. Российский рынок пока выглядит более устойчивым из-за своей недооцененности.
На минувшей неделе волна распродаж дважды прокатилась по американскому фондовому рынку. Первая и самая сильная накрыла рынок в понедельник. Тогда ведущие американские индексы обвалились на 3,8–4,6%. В последующие два дня они отыграли большую часть потерь, однако в четверг рынок накрыла вторая волна продаж. По итогам торгов четверга индексы упали на 3,8–4,2%. В итоге по состоянию на 21:00 индекс Dow Jones снизился с начала недели на 8%, до 23,5 тыс. пунктов, S&P 500 потерял 7,7% и снизился до 2,55 тыс. пунктов, а NASDAQ — на 7,7%, до 6,68 тыс. пунктов. От исторического пика, достигнутого две недели назад, американские индексы снизились на 11% и вернулись к значениям ноября прошлого года. Панические распродажи на американском рынке распространились на азиатские и европейские рынки. Японский Nikkei 225 потерял за две недели почти 10%, гонконгский Hang Seng — более 11%, китайский Shanghai Composite — почти 12%. Ведущие европейские фондовые индексы снизились на 9–11%. В последний раз такими темпами мировые фондовые индикаторы снижались девять лет назад, в разгар мирового финансового кризиса. В феврале 2009 года ведущие азиатские индексы продемонстрировали снижение на 10–20%, американские потеряли 11–12%, ведущие индексы Европы — 12–17%.
Впрочем, еще в начале года эксперты указывали на высокую вероятность коррекции (см. “Ъ” от 13 января). Ведь по сути дела, все предшествующие девять лет американский рынок уверенно рос. За это время американские фондовые индексы выросли в четыре (!) раза, причем в последний год, с момента прихода к власти Дональда Трампа, темпы роста явно ускорились. Ведущие европейские индексы за тот же период выросли в 2,5–3,5 раза. Этому способствовало десятилетие рекордно низких процентных ставок при сверхмягкой денежно-кредитной политике в США и Европе. В результате мировые компании, и прежде всего американские, оказались переоценены инвесторами. Соотношение капитализации рынка акций США к ВВП составило в начале февраля 137%, превысив даже показатель 1999 года (перед крахом доткомов).
По словам гендиректора «Спутник — Управление капиталом» Александра Лосева, в течение десятилетия индекс роста котировок (S&P Growth Index) обгонял индекс взвешенной стоимости компаний (S&P Value Index). К настоящему времени их соотношение достигло 1,4, что означало, что часть акций уходит «в отрыв» без оснований для устойчивого роста стоимости бизнеса компаний.
Поводом для распродажи стала публикация данных по безработице в США, которые оказались лучше ожиданий, что повлияло на оценки роста ставки ФРС. «Ожидание более быстрого роста ставки ФРС под влиянием инфляции в США и из-за смены руководства регулятора в начале февраля стало основной причиной снижения фондового рынка»,— отмечает начальник аналитического управления УК «Ингосстрах-Инвестиции» Евгений Воробьев. «Из-за рекордной доли ETF и роботов в биржевом обороте падение котировок оказалось более глубоким, чем обычно»,— отмечет руководитель управления аналитических исследований УК «Уралсиб» Александр Головцов. По данным EFPR, за неделю, закончившуюся 7 февраля, инвесторы забрали из американских фондов свыше $33 млрд. В таких условиях инвесторы отдают предпочтения вложениям в защитные активы. По данным EPFR, в фонды денежного рынка за неделю поступило более $47 млрд. По словам заместителя гендиректора УК ТФГ Равиля Юсипова, инвесторы пытаются переждать период высокой волатильности в инструментах с низким процентным и кредитным риском. «Обычно это фонды денежного рынка, которые инвестируют в короткие госбумаги или облигации высоконадежных корпораций»,— отмечает господин Юсипов.
Впрочем, некоторые рынки развивающихся стран, в том числе и российский рынок, продемонстрировали завидную устойчивость к внешним раздражителям. Индекс РТС за две недели потерял менее 8% и вернулся к значениям начала года — 1185 пунктов. Рублевый индекс ММВБ снизился на 4,3%, до уровня 2200 пунктов. Устойчивость российского рынка вызвана его недооцененностью. По данным BofA Merrill Lynch, российские компании торгуются, исходя из коэффициента P/E на уровне 7,1, почти в два раза ниже среднего значения по развивающимся рынкам (14).
По мнению аналитиков, распродажи могут продолжаться, пока не запаникуют центробанки. «Когда откат S&P500 приблизится к 20% от пика, ФРС наверняка будет вынуждена взять паузу в сокращении баланса. Быстрее решиться на это проблематично из-за явного усиления инфляционных рисков в последние месяцы»,— резюмировал господин Головцов.