Мартин Шульц бросил друзей и портфель
Почему экс-кандидат в канцлеры передумал быть министром иностранных дел ФРГ
Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), старейшая политическая сила в стране, переживает глубокий кризис. После исторического поражения на сентябрьских выборах кандидат от партии и ее председатель Мартин Шульц сначала объявил об уходе в оппозицию, но затем согласился вернуться и вести переговоры о формировании правительства. В кабинете министров, как стало известно на этой неделе, он мог бы занять один из ключевых и самых желанных постов — главы МИДа. В том, что заставило его теперь отказаться от этого портфеля, поставив под угрозу свою политическую карьеру и репутацию партии, разбиралась Галина Дудина.
Кандидат в канцлеры без школьного аттестата
26 июня 1980 года — в немецких СМИ легко найти эту дату, перевернувшую жизнь тогда 24-летнего Мартина Шульца. В школе он оставался на второй год и не был допущен к выпускным экзаменам, так что не получил аттестат. Хотел стать профессиональным футболистом, но получил серьезную травму колена и теперь «пил все, что мог достать», задумываясь о самоубийстве. Но в тот день он принял решение бросить пить — и с тех пор жизнь одного из ведущих немецких политиков выглядела сплошной историей успеха: удачливый книготорговец, счастливый отец двоих детей и муж, отметивший уже 30-летний юбилей свадьбы, полиглот-самоучка, построивший партийную карьеру в СДПГ и «дослужившийся» до председателя Европарламента с ежегодным доходом в €280 тыс.
В январе 2017 года давний друг Мартина Шульца — Зигмар Габриэль перешел на пост главы МИД и уступил ему место председателя партии, официально представив своего товарища как кандидата на пост канцлера ФРГ. Члены парламентской фракции СДПГ встретили это назначение продолжительными аплодисментами.
Следующий год — и вплоть до самых парламентских выборов — Мартин Шульц пытался убедить немцев в том, что он способен стать лучшим канцлером, чем Ангела Меркель. «Нельзя допустить, чтобы Германия еще на четыре года погрузилась в летаргический сон, когда страной будет править Ангела Меркель! — призывал он за два дня до голосования.— Нельзя, чтобы во главе правительства и дальше стояла женщина, которой все равно. Мне не все равно!» Но уже после закрытия избирательных участков вечером 26 сентября стало ясно, что СДПГ во главе с Мартином Шульцем не только потерпела поражение, но и показала самый низкий за послевоенную историю партии результат — чуть больше 20%.
«В правительство Ангелы Меркель я никогда не войду»
В качестве председателя партии политик немедленно объявил об уходе в оппозицию — тем самым предполагалось спасти будущее партии, дистанцировавшись от оппонентов, консерваторов из Христианско-демократического союза (ХДС) Ангелы Меркель. «Господин Шульц, вы исключаете, что можете войти в правительство под руководством Ангелы Меркель?» — спросили у него на следующий день журналисты. «Да, без сомнения. В правительство Ангелы Меркель я никогда не войду»,— заверил он.
Уже тогда многие собеседники “Ъ” в Берлине были уверены: Мартин Шульц возьмет на себя вину за поражение и уйдет с поста председателя СДПГ.
Однако дела 61-летнего политика вновь стали налаживаться: ХДС и их баварские партнеры из Христианско-социального союза не смогли договориться о формировании правительства с зелеными и либералами и были вынуждены (не без участия президента страны социал-демократа Франка-Вальтера Штайнмайера) вернуться к переговорам о коалиции с СДПГ. Мартин Шульц согласился в них участвовать, хотя и продолжал настаивать: участие в правительстве его не интересует.
Переговоры затягивались. Наконец на этой неделе, через четыре с половиной месяца после выборов, ожидания были вознаграждены согласованным коалиционным договором. Партии обсудили также, как распределить министерские портфели, и хотя это решение еще не было обнародовано официально, стало известно, что Мартин Шульц со своим знанием иностранных языков и опытом взаимодействия с партнерами по ЕС станет министром иностранных дел. «В национальных интересах»,— пояснил он сам.
На волне негодования
Ключевой пост главы МИДа в правительстве ФРГ традиционно занимал главный кандидат от партии номер два в правительственной коалиции. Однако готовность господина Шульца взять этот портфель в свои руки вызвала целую волну негодования — прежде всего со стороны его же соратников. Пользователи социальных сетей делились видео, где он заверял журналиста, что никогда не будем министром в правительстве госпожи Меркель. А журналисты задавались вопросом: а что же Зигмар Габриэль, однопартиец и некогда друг Мартина Шульца? Уступивший ему годом ранее пост председателя СДПГ, заслуживший на посту главы МИДа доверие коллег и любовь избирателей, он стал самым популярным политиком среди социал-демократов, но теперь, похоже, остался не у дел. МИД переходил Мартину Шульцу, а председательский пост перехватила глава фракции СДПГ в бундестаге Андреа Налес.
В среду вечером Зигмар Габриэль отменил все предстоящие встречи, в том числе речь на Мюнхенской конференции по безопасности, и уехал в родной Гослар — городок с 40 тыс. жителями в Нижней Саксонии. Из вице-канцлера и главы МИДа он должен был стать обычным депутатом — и, похоже, не выдержал, поддавшись на уговоры журналистов прокомментировать свой демарш. «Я с удовольствием исполнял обязанности министра иностранных дел. По мнению населения, очевидно, что делал это очень хорошо и успешно»,— посетовал он в интервью медиагруппе Funke. «Что остается, так это выразить сожаление в связи с тем, насколько неуважительным стало у нас в СДПГ отношение друг к другу и как мало ценятся обещания»,— пояснил господин Габриэль, оставляя журналистам возможность догадываться, кто и что ему обещал (но многие подумали, что это Мартин Шульц обещал сохранить за ним пост главы внешнеполитического ведомства). «Я еще помню те времена, когда люди не просто оглядывались вокруг себя, но умели смотреть в глаза и говорить правду. Сегодня, это, похоже, вышло из моды»,— продолжал он, пообещав теперь больше времени проводить с детьми.
«Мои личные амбиции не должны противоречить интересам партии»
Параллельно его бывший соратник Мартин Шульц продолжал сдерживать напор критики со стороны однопартийцев: по данным СМИ, в среду на заседании правления партии несколько высокопоставленных социал-демократов выступили против замены Зигмара Габриэля на Мартина Шульца. Логику социал-демократов легко понять: замена более популярного министра на менее популярного способна сорвать предстоящее в начале марта одобрение коалиционного договора со стороны рядовых членов партии. Между тем, согласно опросу YouGov, господина Габриэля главой МИДа видят 33% немцев, а господина Шульца — всего 22%, а в партийных кругах популярность Зигмара Габриэля превышает эти показатели.
В результате 9 февраля 2018 года Мартин Шульц еще раз кардинально изменил свою жизнь. Днем журналистам разослали подписанное им заявление, в котором говорилось: «Из-за дискуссии по поводу моей персоны под угрозой оказался вотум однопартийцев (о коалиционном соглашении.— “Ъ”). Я заявляю о своем отказе от вхождения в федеральное правительство и в то же время искренне надеюсь, что это завершит кадровые дебаты в СДПГ. Мы все делаем политику для людей в этой стране. И мои личные амбиции не должны противоречить интересам партии».
Добровольный отказ Мартина Шульца от портфеля министра, которым он мог себя представить эти двое суток, впрочем, вызвал новый шквал критики.
«Игра престолов», «цирк», «карнавал» — такие эпитеты теперь характеризуют скептики публичные разборки между ведущими политиками СДПГ. Хотя многие политики нашли для господина Шульца слова поддержки, приветствуя «жертвенность» и «порядочность» его поступка, его дальнейшая репутация зависит от того, поддержат ли члены партии проект коалиционного договора. Если да — то нового министра социал-демократы определят после этого голосования, и, возможно, им останется дружественно настроенный к России Зигмар Габриэль (хотя некоторые и сочли его скандалистом после сделанных в четверг заявлений). Если нет — то Мартин Шульц окажется политиком, проигравшим и выборы, и борьбу за кресло канцлера, и кампанию за голоса собственных однопартийцев.
МИД ФРГ вчера сообщил, что Зигмар Габриэль все-таки приедет на Мюнхенскую конференцию по безопасности.