Nautic пустил корни в Петербурге
Исландское КБ вошло в капитал местной компании для получения доступа к рынку
Исландский Nautic стал первым иностранным проектантом, вошедшим в капитал российского КБ, чтобы сосредоточить в своих руках весь цикл проектирования рыболовных судов, строящихся на российских верфях. Базовый концепт-проект Nautic выбран группой "Норебо", на его основе будет вестись строительство серии траулеров на Северной верфи. Чтобы получить контракт завода на детальное проектирование судов стоимостью 250-400 млн рублей, Nautic предстоит нарастить персонал петербургской "дочки" и побороться с российскими КБ. Собеседники "Ъ" на рынке указывают, что для выполнения работ исландцам не хватает опыта работы с российским регистром, чьи требования жестче, чем у западных классификационных обществ.
Как выяснил "Ъ", на разработку проектной документации судна в постройке (ПДСП) и рабочей конструкторской документации (РКД) под строительство траулеров для группы компаний "Норебо" Виталия Орлова претендует дочерняя структура исландского Nautic (холдинг Knarr Maritime). Механизм распределения инвестквот среди рыболовных компаний, разработанный федеральным правительством, предусматривает их предоставление только в том случае, если ПДСП и РКД разработаны российской компанией. Nautic, согласно базе данных "СПАРК-Интерфакс", 2 февраля выкупил половину капитала петербургского ООО "Шиптех Инжиниринг". По словам источников "Ъ" на рынке, сделка была проведена с целью участия в дальнейшем проектировании траулеров. Компания будет переименована в "Наутик Россия", чтобы в имиджевых целях использовать на внутреннем рынке имя зарубежного проектанта.
ООО "Шиптех Инжиниринг" зарегистрировано в ноябре 2016 года. В прошлом году, до продажи части капитала, предприятие получило пять контрактов Выборгского судостроительного завода общей стоимостью 7,6 млн рублей на разработку РКД для различных судов. Для сравнения, разработка документации для траулеров "Норебо" "под ключ" колеблется в пределах 250-400 млн рублей с соответствующим увеличением объемов работ.
После продажи доли структура капитала "Шиптеха" выглядит следующим образом: 51% принадлежит Nautic, по 16% распределены между Артемом Стропиловым и Евгением Ворониным, а оставшиеся 17% находятся под контролем гендиректора фирмы Алексея Прохиндеева. По словам источников "Ъ" на Северной верфи, господин Прохиндеев после продажи части капитала принимал участие в совещаниях завода в качестве представителя Nautic. При этом число конструкторов в компании не превышает 12 человек. Алексей Прохиндеев отказался от комментариев о планах относительно траулеров "Норебо" и достаточности персонала для проекта. "Людей у нас достаточно на данном этапе",— заверил он "Ъ".
Представитель компании Knarr Maritime в России Йонас Триггвасон подтвердил "Ъ", что Nautic заинтересован в разработке ПДСП и РКД через "Шиптех". "Нам хотелось бы, чтобы весь проект от начала и до конца выполнил Nautic. Только в этом случае мы сможем гарантировать своевременность и качество разработки документации",— заявил он. Господин Триггвасон уверен, что для выполнения контракта не требуется увеличивать штат компании "Наутик Россия" на десятки человек: "Современные технологии и автоматизация позволяют сократить число задействованных конструкторов". По его словам, в течение нескольких месяцев "Шиптех" доведет число сотрудников до тридцати. Nautic сохранит свою долю в российском проектанте, независимо от результатов борьбы за контракт Северной верфи. "Мы планируем задействовать российскую компанию и в других проектах",— объяснил он.
По информации "Ъ", на проектирование также претендуют нижегородское КБ "Вымпел", ЦКБ "Балтсудопроект" в кооперации с ООО "Форсс Марин", а также московское АО "Нордик Инжиниринг".
КБ "Вымпел" входит в структуру ОСК и претендует на проектирование всех гражданских судов, строящихся в периметре корпорации, в составе КБ работает более 300 конструкторов. В связке "Балтсудопроекта" (входит в состав Крыловского ГНЦ) и компании "Форсс Марин" первое готово взять на себя создание ПДСП, второе — РКД. В обоих КБ подтвердили интерес к проекту, совокупное число конструкторов в этой заявке — 220 человек. "Это одна из последних серий больших траулеров, строящихся под инвестквоты, где пока не определен разработчик ПДСП и РКД. Для нас это возможность проявить себя в проектировании рыбопромысловых судов",— пояснил заместитель начальника ЦКБ "Балтсудопроект" — главный конструктор по перспективному проектированию Александр Сальников. По его мнению, для разработки ПДСП необходимо не менее 30 опытных конструкторов, трудоемкость создания РКД еще выше.
Генеральный директор компании "Нордик Инжиниринг" Виталий Гвоздев рассказал "Ъ", что знаком с данным проектом, однако принимать в нем участие не собирался. "Если нам предложат разработать техническую документацию, мы обдумаем предложение",— сказал он. На портале HeadHunter размещены объявления о наборе сотрудников в петербургский офис "Нордик Инжиниринга", компании требуются ведущие инженеры-конструкторы по корпусу, судовым системам, судовым устройствам, по зашивке и оборудованию помещений. Господин Гвоздев отказался раскрыть, под какой проект ведется набор.
Как говорят на Северной верфи, разработчик документации еще не определен. В "Норебо" отмечают, что у заказчика и верфи есть время, чтобы определиться с проектантом. Стороны ждут публикации одобренных Росрыболовством инвестпроектов, заявленных рыболовными компаниями под получение долей инвестквот. Право выбора проектанта предоставлено заводу по согласованию с рыболовной компанией. В "Норебо" добавили, что главным критерием выбора будет наличие компетенций и сотрудников, достаточных для выполнения объема работ.