«Большой радиус говорит о том, что самолет начал разрушаться в воздухе»
Летчик-испытатель в эфире «Ъ FM» — о возможных причинах катастрофы Ан-148
Самолет Ан-148 «Саратовских авиалиний» упал в воскресенье спустя четыре минуты после вылета из Домодедово, сообщили в Московской межрегиональной транспортной прокуратуре, которая проводит проверку по факту авиакатастрофы. На борту был 71 человек, выживших нет. Возможными версиями крушения самолета с ведущим «Коммерсантъ FM» Рамазом Чиаурели поделился заслуженный летчик-испытатель, специалист по расследованиям авиакатастроф гражданской авиации Владимир Бирюков.
— Ни одна из возможных версий не исключена, но приоритетными называются человеческий фактор и погодные условия. Насколько вы согласны с этими оценками?
— В данной конкретной ситуации, несмотря на то, что, по всемирной статистике, от 75% до 85% катастроф происходит из-за человеческого фактора, при данных о катастрофе, которые сейчас известны, я понимаю, что самолет был в устойчивом наборе высоты. Это относительно спокойный участок полета, и роль человеческого фактора, как показывает статистика, на этом этапе минимальна. Погодные условия здесь вряд ли могли сыграть какую-то роль. Я склоняюсь к тому, что это все-таки внезапно возникшая техническая неисправность самолета.
— Самолет новый, восемь лет — это не срок для любого воздушного судна. Какая техническая неисправность могла возникнуть абсолютно внезапно?
— Это мог быть и взрыв на борту — когда все это происходит мгновенно, экипаж не успевает даже среагировать, чтобы доложить об этом.
— Высказываются предположения о том, что могло быть столкновение самолета с другими летательным аппаратом. Вы верите в подобную версию?
— Вертолеты на этих высотах не летают, тем более, за облаками. Беспилотники тоже туда не долетят, поэтому такую версию пока трудно представить.
— Эксперты отмечают, что если и может идти речь о человеческом факторе, то, скорее всего, это не ошибка пилота. Речь могла идти о некачественно выполненной, например, противоледной обработке самолета, и, соответственно, на такой высоте могла возникнуть ледяная корка, которая и спровоцировала техническую неисправность. Насколько жизнеспособной может быть подобная версия?
— Она имеет право на существование, потому что погодные условия таковы, что, возможно, было обледенение. На самолете есть противообледенительные системы, и, если бы была плохая обработка противообледенительной жидкостью, то, скорее всего, это сказалось бы буквально на первых секундах полета после отрыва самолета. Когда самолет идет уже устойчиво в наборе высоты на достаточно большой скорости, вряд ли можно говорить о том, что аэродинамика, подпорченная обледенением, могла бы повлиять. Если по какой-то причине была уменьшена скорость, то да, могло быть и сваливание самолета, но это стечение сразу нескольких обстоятельств, и в это тоже не очень верится.
— А учитывая высоту, на которой находился самолет, то, что обломки разлетелись на площадь около 1 км, это штатные последствия?
— Если обломки находятся на достаточно большой площади, хотя бы в радиусе 1 км, то, скорее всего, разрушение произошло в воздухе до столкновения. Если бы самолет даже в случае обледенения упал в одном месте, то разброс был бы небольшой, а большой радиус всегда говорит о том, что самолет начал разрушаться в воздухе.
— Это подтверждают очевидцы, которые говорят о том, что был взрыв, и они слышали хлопок, когда самолет еще находился в воздухе.
— Хлопок по разным причинам может быть — и взрыв, и так называемый помпаж двигателей достаточно громко происходит. В 2011 году, если мне не изменяет память, была первая катастрофа самолета Ан-148 под Воронежем — там из-за не совсем правильных алгоритмов было превышение скорости, а приборы этого не показывали, и самолет развалился в воздухе. Катастрофа произошла из-за превышения скорости просчитанных ограничений, но ошибка тоже была как бы в конструкции самолета, и тогда детали находились на площади там 5 км, находили первые детали от самолета по траектории полета. Здесь мы точно не знаем, но если они находятся в радиусе хотя бы 1 км, детали, то это, скорее всего, на 90% разрушение самолета началось в воздухе.