Полет продлился четыре минуты
Что известно о крушении рейса Москва—Орск
Возгорание в двигателе, неисправность датчика скорости, возможное обледенение и ошибка в пилотировании пока считаются наиболее вероятными причинами катастрофы Ан-148 «Саратовских авиалиний», произошедшей в воскресенье в Подмосковье и унесшей жизни шести членов экипажа и 65 пассажиров. При этом события развивались настолько стремительно, что экипаж не успел ни сообщить о каких-либо проблемах диспетчерам, ни попытаться совершить аварийную посадку. Теракт пока считается маловероятным, хотя даже предварительные выводы можно будет сделать только после тщательного осмотра обломков самолета и изучения записей черных ящиков.
На месте крушения Ан-148 несколько сотен спасателей продолжали работать даже ночью
Фото: AFP
Обломки самолета сотрудники МЧС находили даже в километре от места его падения
Фото: Коммерсантъ / Александр Миридонов
В воскресенье до позднего вечера сотрудники Следственного комитета РФ и прокуратуры работали в компании «Саратовские авиалинии», аэропортах Орска и Домодедово и ПАО «Воронежское авиастроительное объединение». Изымалась эксплуатационная документация на потерпевший крушение Ан-148 (бортовой номер 61704, выпущен в 2010 году), следователи начали допрашивать сотрудников аэропорта, готовивших самолет к вылету, и авиадиспетчеров. «Следователи проверят все возможные версии авиакатастрофы, в том числе погодные условия, человеческий фактор, техническое состояние самолета и другие возможные варианты развития событий»,— сказали в СКР. «В ходе проверки будет дана оценка соблюдения требований законодательства в ходе осуществления технического обслуживания воздушного судна, работы диспетчерских и наземных служб»,— добавили в Генпрокуратуре. Уголовное дело возбуждено по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц). По поручению Александра Бастрыкина, побывавшего на месте ЧП, дело будет вести один из следователей по особо важным делам при председателе СКР, к нему также привлечены специалисты Главного управления криминалистики ведомства, «имеющие опыт расследования авиакатастроф».
Чем известна авиакомпания «Саратовские авиалинии»
По данным источников “Ъ”, в воскресенье у правоохранителей еще не было достаточно информации, чтобы выдвинуть одну приоритетную версию катастрофы. Рейс 6W 703 Москва—Орск по расписанию должен был вылететь в 14:00, однако разрешение на взлет получил с опозданием, и самолет оторвался от земли, по данным правоохранителей, в 14:24. Полет длился несколько минут, все это время экипаж не проявлял никакого беспокойства.
Как свидетельствует аудиозапись переговоров пилота с диспетчерским пунктом, сообщений о каких-либо проблемах с самолетом диспетчерам не поступало, не было слышно и криков отчаяния, свидетельствующих, что экипаж внезапно попал в чрезвычайную ситуацию,— самолет просто не отвечал на запросы, которые в последние десятки секунд ему направляли уже и с соседних аэродромов, в том числе и с Жуковского.
При этом радары зафиксировали некоторую странность в поведении самолета непосредственно перед падением. Набрав высоту примерно в 1800 м и скорость около 600 км/ч, лайнер неожиданно резко «нырнул» вниз до 1500 м, затем набрал прежнюю высоту и сразу же рухнул на землю. Последний раз он был виден на экранах диспетчеров в 14:28 на высоте около 900 м.
Вскоре обломки самолета были замечены с воздуха в Раменском районе Подмосковья, неподалеку от села Степановское. На место выехали в общей сложности около 600 спасателей, которые занялись поиском тел погибших.
Фотогалерея
Крушение самолета Ан-148 в Подмосковье
СКР заявил, что потерпевший вчера крушение Ан-148 во время падения был цел и не горел, а взрыв произошел уже после падения самолета
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына
На месте крушения самолета были обнаружены 1,4 тыс. фрагментов тел и почти 500 обломков
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына
В оперативном штабе на месте ЧС заявили, что спасатели обследовали почти 30 гектаров площади в зоне чрезвычайной ситуации
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына
На месте крушения самолета Ан-148 продолжают работать бригады МЧС
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына
Обломки самолета находятся на большой площади – около 30 га, сообщили в МЧС России
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына
Спасательная операция МЧС на месте крушения самолета завершилась утром в понедельник. Никто из 65 пассажиров и 6 членов экипажа Ан-148 не выжил
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына
На месте крушения найдены оба "черных ящика". Специалисты МАК оценивают состояние бортовых самописцев как удовлетворительное
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына
К ликвидации последствий чрезвычайной ситуации привлечены 780 сотрудников МЧС и 175 единиц техники, в том числе задействованы 9 беспилотников
Фото: МЧС России
Поисковые работы на месте крушения проводятся силами отряда "Центроспас", центра "Лидер" МЧС России, а также силами Раменского и Домодедовского пожарно-спасательных гарнизонов Главного управления МЧС России по Московской области и Ногинского спасательного центра МЧС. Работы ведутся посменно в круглосуточном режиме
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына
Самолет Ан-148 выпускается на ВАСО с 2009 года. Проектный ресурс Ан-148 составляет 30 лет эксплуатации, 80 тыс. летных часов, 40 тыс. полетов. Налет погибшего борта составляет немногим более 16 тыс. часов. На 1 февраля 2018 года он совершил 8 348 посадок, то есть выработал менее 25% ресурса
Фото: МЧС России
Пассажиры принесли цветы в аэропорт Домодедово
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
"Саратовские авиалинии" временно приостановили полеты на Ан-148. В аэропорту Саратова 12 февраля прошла траурная акция в память о жертвах катастрофы
Фото: Коммерсантъ / Игорь Чижов
В Саратове, Орске, Москве и других городах, в которых проживали пассажиры погибшего самолета, будут собраны образцы крови для экспертизы ДНК
Фото: Коммерсантъ / Игорь Чижов
Операция по сбору останков и передаче их родственникам погибших займет не меньше недели со дня трагедии, сообщила министр здравоохранения России Вероника Скворцова
Фото: Коммерсантъ / Игорь Чижов
Общие выплаты каждой семье погибших составят более 3 млн рублей, заявил вице-премьер Аркадий Дворкович
Фото: МЧС России
Обломки пассажирского самолета Ан-148 на месте крушения в Раменском районе
Фото: Коммерсантъ / Александр Миридонов
Пассажиры принесли цветы в аэропорт Домодедово
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
Сотрудники МЧС работают на месте крушения
Фото: Коммерсантъ / Александр Миридонов
Обломки пассажирского самолета Ан-148
Фото: Коммерсантъ / Александр Миридонов
Губернатор Московской области Андрей Воробьев (слева) и министр транспорта Максим Соколов (второй справа)
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына
Сотрудницы МЧС в аэропорту Домодедово
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
Деталь самолета на поле в Раменском районе
Фото: Reuters / Maxim Shemetov
В Следственном комитете заявили: пассажирский Ан-148 взорвался при ударе о землю
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына
Сотрудники МЧС на месте крушения самолета
Фото: Коммерсантъ / Александр Миридонов
Последний раз погибший АН-148 заправлялся в Пензе. Утром, в понедельник в пензенский аэропорт с проверкой приехали представители Следственного комитета РФ. По одной из версий причиной трагедии стало некачественное топливо
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына
Сотрудники МЧС, бригад медицины катастроф и Следственного комитета России работали на месте трагедии всю ночь, несмотря на сложные погодные условия
Фото: Коммерсантъ / Александр Миридонов
Министр транспорта России Максим Соколов (слева) и глава Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
Четверо членов экипажа разбившегося самолета были жителями Саратова. Город скорбит вместе с родственниками погибших летчиков и пассажиров. Чтобы почтить их память, люди несут в саратовский аэропорт траурные букеты
Фото: Коммерсантъ / Эмин Джафаров
Метель и глубокие сугробы стали препятствием в работе спасателей на месте трагедии. Обломки фюзеляжа приходится буквально откапывать из-под снега
Фото: Reuters / Maxim Shemetov
В пункте опознания погибших в Ан-148 дежурит Скорая помощь. Центральной станции скорой и неотложной медицинской помощи Москвы и поликлиникам поручили "оказывать помощь при обращении родственников погибших в особом режиме"
Фото: Reuters / Maxim Shemetov
Обломки погибшего в Подмосковье Ан-148
Фото: Reuters / Stringer
Обломки погибшего в Раменском районе Ан-148
Фото: AP
Глубокий снег и метель осложняют поисковую операцию
Фото: Reuters / Stringer
К середине понедельника спасатели обнаружили на месте крушения самолета более 300 обломков
Фото: Reuters / Stringer
Предварительная версия о столкновении Ан-148 с вертолетом не подтвердилась. Спасатели не обнаружили на месте крушения обломков другого воздушного судна
Фото: AP
Несмотря на крушение Ан-148 в Подмосковье, российские авиакомпании, использующие самолеты подобного типа, от них пока не отказываются
Фото: Коммерсантъ / Юрий Стрелец
На борту Ан-148 находились шесть членов экипажа — командир воздушного судна Валерий Губанов, второй пилот Сергей Гамбарян, борттехники Олег Сергеев и Андрей Рябинин и бортпроводницы Анастасия Славинская и Виктория Коболь, а также 65 пассажиров, в том числе трое несовершеннолетних. При таком ударе о землю шансов выжить у них не было.
Список погибших в авиакатастрофе
Как сообщили в «Саратовских авиалиниях», командир экипажа Валерий Губанов имел солидный опыт работы: общий налет у него составлял 5 тыс. часов, на Ан-148 — 2800 часов. До перехода в гражданскую авиацию он служил в военной, участвовал в боевых действиях. У второго же пилота опыта было мало, Сергей Гамбарян имел на своем счету 812 часов налета, однако могло ли это обстоятельство как-то повлиять на действия экипажа, можно будет установить только после расшифровки черных ящиков.
Некоторые возможные причины катастрофы были отброшены уже в воскресенье. Так, отпала вероятность заправки самолета некачественным топливом: им же в воскресенье заправлялись еще десятки бортов, и ни у одного не возникло проблем. Не нашли сотрудники МЧС на месте трагедии и обломков какого-либо другого воздушного суда, с которым мог бы столкнуться самолет. Тем более что Ан-148 был оснащен системой предупреждения столкновений TCAS, и о приближающейся опасности экипаж наверняка предупредил бы диспетчеров.
История и технические характеристики Ан-148
Пока наиболее вероятными источники и опрошенные “Ъ” специалисты считают несколько версий. Одна из них — моментальное разрушение двигателя во время полета. Отметим, что в этом случае лопасти двигателя могут в считанные секунды разрушить фюзеляж, после чего самолет рухнет на землю. Косвенным подтверждением этой версии являются и кадры с места трагедии с найденным спасателями разрушенным двигателем Ан-148.
Нужно сказать, что инциденты с двигателями у самолетов Ан-148 в прошлые годы случались неоднократно, однако к трагическим последствиям не приводили.
Например, в 2010 году во время рейса Санкт-Петербург—Самара произошло самовыключение двигателя из-за погасания камеры сгорания при попадании в нее осадков. В том же году во время полета по маршруту Борисполь—Вильнюс на начальном этапе захода на посадку экипаж отключил левый двигатель из-за срабатывания сигнала о его неисправности. Причина — разрушение зубчатого колеса привода генератора. Получить какой-либо комментарий у украинских производителей моторов для Ан-148 в воскресенье не удалось. А собеседник “Ъ”, близкий к Минтрансу Украины, сказал: «Украина не несет ответственности за происходящее, как и фирма Антонова. В силу разрыва экономических связей Украины и России продлением ресурса Анов, находящихся в эксплуатации в России, занимается российская сторона. Так было и во время катастрофы Ан-148 в Белгородской области в 2011 году».
Топ-5 крупнейших авиакатастроф с россиянами
Отметим, что правоохранители уже выяснили одну деталь: примерно год назад специалисты Ространснадзора установили, что масло в редукторах борта 61704 заменялось и промывка масляных фильтров осуществлялась лишь раз за 750 летных часов — вдвое реже по сравнению со штатными сроками.
Кроме того, говорят собеседники “Ъ”, нельзя исключить и обледенение самолета в полете. Хотя, как уже установили правоохранители, на борту были проведены все необходимые предполетные мероприятия, командир экипажа отказался проводить противообледенительные работы. Это объясняется тем, что прогноз погоды позволял сделать это. К тому же обледенение самолета, как правило, происходит сразу после взлета, а не спустя несколько минут. Но нестабильная погода, считают опрошенные “Ъ”, могла внести неожиданные коррективы.
Наконец, источники “Ъ” считают, что нельзя исключать возможности поломки указателя скорости самолета, как это случилось у Ан-148 при катастрофе в 2011 году (погиб экипаж из шести человек). Тогда, ориентируясь на заниженные показания скорости, пилот увеличивал скорость до тех пор, пока у самолета не загорелись двигатели. После этого самолет стал разваливаться в воздухе.
Версия теракта пока среди основных не рассматривается, хотя и не отбрасывается окончательно. Даже самые предварительные выводы на этот счет можно будет делать после первичных исследований черных ящиков (в воскресенье на месте катастрофы был найден один из них) и исследования обломков самолета на наличие остатков взрывчатых веществ. Кроме того, эксперты отмечают, что террористы-смертники обычно дожидаются того момента, когда им дадут возможность встать с кресла и отойти в сторону, чтобы беспрепятственно совершить самоподрыв. Отметим, что почти все опрошенные жители близлежащих к месту катастрофы населенных пунктов утверждают, что слышали взрыв, однако он, говорят источники “Ъ”, почти наверняка произошел при детонации топливных баков при падении лайнера на землю. Дело в том, что рейс до Орска занимал около двух часов, необходимости в полной заправке не было, поэтому в баках, скорее всего, находилась взрывоопасная воздушно-топливная смесь.
Тем временем в аэропорту Орска в воскресенье до самого вечера находились более сотни родственников погибших в катастрофе. Многим пришлось вызывать скорую, с ними работали психологи. Родных погибших предупредили, что им придется сдавать кровь на ДНК для идентификации жертв катастрофы.
Тем временем компания «Альфа-страхование» (осуществляет страховую защиту авиакомпании «Саратовские авиалинии») сообщила: «В соответствии с действующим законодательством АО "Альфа-cтрахование" выплатит страховое возмещение родственникам погибших в авиакатастрофе. Согласно ФЗ-67 об обязательном страховании ответственности перевозчиков, родственникам погибших пассажиров выплачивается возмещение в размере 2 025 000 руб.». Еще по миллиону рублей семьям погибших выделят власти Оренбургской и Московской областей. В Оренбургской области в понедельник объявлен траур. Президент РФ Владимир Путин отменил назначенную на понедельник поездку в Сочи в связи с трагедией и возможной необходимостью координации работы правительственной комиссии. Об этом сообщил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.