Вы нас даже не испугаете
В Сан-Ремо спели о терактах
68-й фестиваль итальянской песни завершился на берегу Лигурийского моря в городке Сан-Ремо. Вопреки сложившейся традиции, в этом году победитель фестиваля не будет представлять Италию на Евровидении. О причинах рассказывает Борис Барабанов.
Итальянские певцы Эрмаль Мета и Фабрицио Моро выиграли песенное состязание в Сан-Ремо, исполнив дуэтом композицию «Non mi avete fatto niente» («Вы мне ничего не сделали»). На счету Эрмаля Меты шесть платиновых и четыре золотых альбома, результаты Фабрицио Моро совсем немного не дотягивают до показателей его коллеги, однако оба музыканта давно и регулярно участвуют в конкурсе и получают высокие оценки критиков.
На сцену театра «Аристон» в Сан-Ремо поднимались и звезды международного масштаба. Стинг и исполнитель рагамаффина Шэгги продолжили раскручивать свой совместный альбом, о котором они уже заявили со сцены церемонии вручения «Грэмми». Побывал в Сан-Ремо и легендарный американский фолк-рокер Джеймс Тейлор. Но зарубежные звезды не смогли перевесить рекордное количество итальянских легенд, которые на протяжении пяти вечеров представали перед публикой и как участники конкурса, и в качестве специальных гостей. К полному восторгу поклонников «Сан-Ремо» с 40–50-летним стажем, здесь появились такие персоны, как эстрадные ветераны Джино Паоли и Джанни Моранди, ведущий «тех самых» конкурсов 1970–1980-х Пиппо Баудо, любимые в наших краях Риккардо Фольи и Лука Барбаросса и богиня итальянского кино Стефания Сандрелли. В избытке присутствовали и сегодняшние кумиры — Нек, Джанна Наннини, Лаура Паузини, Il Volo, Марио Бионди и Джузи Феррери.
Результат — рекордные рейтинги телетрансляций из Сан-Ремо. Открывавший фестиваль концерт посмотрели 12,2 млн зрителей (49,1% от общей аудитории), это в количественном отношении больше, а в процентном — чуть меньше, чем в прошлом году. Фестивальный «Вечер дуэтов» посмотрели более 10 млн зрителей, доля составила 51,1% от общей аудитории. Таких высоких результатов в эфире фестиваль не показывал с 1999 года.
Вопреки традиции, сложившейся в последние годы, дуэт Эрмаля Меты и Фабрицио Моро не будет представлять Италию на конкурсе «Евровидение», который пройдет в Лиссабоне с 8 по 12 мая. Победитель имеет полное право проигнорировать эту привилегию. Решение Эрмаля Меты и Фабрицио Моро, предположительно, связано с тем, что их песня — слишком «политическая» для «Евровидения»: в ней говорится о терактах, захлестнувших Европу в последние годы. Итальянские исполнители поют в ней о кровавых событиях в Ницце, Париже и Лондоне. Есть в песне и обнадеживающие строки: «Вы не смогли меня испугать, вы не смогли ничего отнять. Вы не смогли ничего получить, потому что все идет своим чередом, несмотря на ваши глупые войны».
Впрочем, у решения Эрмаля Меты и Фабрицио Моро могла быть и другая причина. Песня «Non mi avete fatto niente» была подозрительно похожа на более раннее произведение одного из ее авторов, Андреа Фебо. В Италии по поводу этого сходства поднялся скандал, а на «Евровидение», для устроителей которого важно, чтобы песня не звучала никогда и нигде до решения национального телевещателя, песню и вовсе могли бы не допустить. Не стоит также забывать о том, что, вернувшись на «Евровидение» после большой паузы в 2011 году, итальянцы всего дважды, в 2011-м и 2015 годах, вошли в тройку призеров конкурса. Даже таким музыкальным державам, как Италия, время от времени требуется передышка. Тем не менее об отказе от участия в «Евровидении-2018» RAI не заявляла, и телевещателю предстоит выбрать другого делегата.
Стоит отметить, что политика все чаще вмешивается в поп-сюжеты. В прошлом году скандал с отказом во въезде на территорию Украины для российской участницы «Евровидения» смешал все карты организаторов музыкального состязания. А совсем недавно, почти одновременно с решением политизированных участников «Сан-Ремо» не ехать в Португалию, исполнительница сирийского происхождения Меннель Ибтиссем сошла с дистанции французского «Голоса». 23-летняя француженка, которую нередко сравнивают с украинкой Джамалой, сорвала банк во время «слепых прослушиваний» — к ней повернулись все четверо судей. Однако вскоре ей пришлось покинуть ряды конкурсантов. Активисты «Национального управления бдительности против антисемитизма» и известные феминистки нашли в ее соцсетях посты пропалестинского содержания и обвинения в адрес французского правительства, которое, с ее точки зрения, скрывает правду о терактах.