Инвестпрограмма энергетики не выдержала перегрузки
Ее решили сократить на треть после выступлений представителей отрасли
Как выяснил “Ъ”, вице-премьер Аркадий Дворкович счел завышенными ожидания зеленой энергетики, АЭС и ГЭС, которые также претендуют на участие в программе модернизации объемом до 1,5 трлн руб. Поручение президента РФ позволило конкурентам тепловой генерации рассчитывать на часть инвестресурса, но на всех средств явно не хватит. В итоге вице-премьер поручил Минэнерго объем инвестиций в целом сократить примерно на 30%. Остаток средств будет представлять собой «резерв» на случай инфляционных колебаний.
В понедельник на совещании у Аркадия Дворковича «РусГидро», «Роснано» (представляет зеленую энергетику), «Россети», «Росэнергоатом» и владельцы ТЭС раскрывали свои планы на участие в разделе крупнейшего в отрасли инвестресурса — 1,5 трлн руб., «высвобождающихся» в 2020-х годах после завершения крупных энергостроек по договорам на поставку мощности (ДПМ, обеспечивают возврат инвестиций за счет повышенных платежей потребителей оптового энергорынка). Этот денежный поток планировалось направить на модернизацию ТЭС, что и одобрил осенью президент РФ Владимир Путин, но в тексте его поручений в конце 2017 года другим участникам энергорынка также дано было право участвовать в разделе «инвестпирога». В модернизации надо учесть удаленные энергообъекты, зеленую генерацию, сети и АЭС — и так, чтобы энергоцены не росли быстрее инфляции.
В итоге желающих участвовать в программе стало больше. В борьбу включилось «РусГидро», которому нужно обновлять ТЭС на Дальнем Востоке и ГЭС, затем «Евросибэнерго» Олега Дерипаски с сибирскими ГЭС. Планы владельцев АЭС, ГЭС и возобновляемой генерации (ВИЭ), представленные на совещании, едва ли не превысили весь исходный объем программы, рассказал “Ъ” один из участников совещания.
В итоге вице-премьер, говорят источники “Ъ”, поручил Минэнерго проанализировать все заявки и сократить их до объема, умещающегося в темпы роста цены на уровне «инфляция минус 30%» (в аппарате господина Дворковича лишь подтвердили факт совещания, уточнив, что «работа продолжается»). «Объем запросов участников рынка получился довольно большим,— подтвердил “Ъ” замглавы Минэнерго Вячеслав Кравченко.— За неделю министерство должно сформировать реалистичную картинку — кого получится допустить к участию». По его словам, критерием станет востребованность рынком запрошенных объемов с учетом генсхемы энергетики. Господин Кравченко подчеркнул, что приоритетное место будет отводиться ТЭС.
«Приоритет модернизации — ТЭС. Остальные, возможно, пойдут позже»
Минэнерго надеется уже к маю разработать все нормативные документы для запуска программы модернизации тепловой генерации. О том, какой механизм возврата средств инвесторов там будет прописан, “Ъ” подробно рассказал заместитель министра энергетики РФ Вячеслав Кравченко.
Как сообщал “Ъ” 12 февраля, «РусГидро» свою потребность в модернизации 1,3 ГВт ТЭС оценивает в 152,8 млрд руб. Один из источников “Ъ” говорит, что «Росэнергоатом» заявил на совещании, что готов освоить до 1 трлн руб., и попросил направить средства на один блок на быстрых нейтронах БН-1200 на Белоярской АЭС и на три блока ВВЭР-1200 для замещения двух блоков на Курской АЭС и одного на Смоленской. ВИЭ-инвесторы планируют строить до 20 ГВт к 2035 году. Глава «Роснано» Анатолий Чубайс сообщил на совещании, что инвесторы готовы пойти на продление сроков возврата капитала и снижение нормы доходности, говорит один из собеседников “Ъ”. В «Роснано», «РусГидро», «Росэнергоатоме» от комментариев отказались.
Если исходить из заявок всех участников рынка (без их критической оценки), то совокупный объем финансирования по программе модернизации должен составить 5,78 трлн руб. (с учетом модернизации в ДФО и АЭС), следует из материалов совещания, подготовленных Минэнерго (есть у “Ъ”). Из дополнительного — новая программа поддержки ВИЭ до 2035 года оценивается в 1,5 трлн руб., строительство мусоросжигающих ТЭС — 300 млрд руб., объем финансирования модернизации ТЭС вырастает до 2,5 трлн руб. При этом расчеты Минэнерго, продленные до 2035 года, позволяют увеличить объем средств, высвобождающихся от старых ДПМ с 1,5 трлн руб. (оценка до 2030 года) до 2,5 трлн руб., но логика этих расчетов не до конца ясна.
Единственным участником рынка, отказавшимся от средств, стали «Россети». «Мы не претендуем на средства модернизации и уважаем взаимные интересы»,— пояснил “Ъ” глава холдинга Павел Ливинский. «Россети» просят ввести экономически обоснованную плату за техприсоединение к сетям, распределить перекрестное субсидирование пропорционально между потребителями разных классов напряжения, включая ЕНЭС (магистральные сети Федеральной сетевой компании), предусмотреть льготы по налогам на имущество и эталонное регулирование тарифов.
Директор «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселев считает, что вместо поиска источников повышения эффективности и создания эффективного механизма привлечения инвестиций энергетики и регуляторы занялись более привычным для них «распределением бесплатных чужих денег». По оценке главы набсовета «Совета производителей энергии» Александры Паниной (представляет «Интер РАО»), высвобождающихся после завершения программы ДПМ средств с 2021–2022 года должно быть достаточно для модернизации 40 ГВт ТЭС без увеличения тарифной нагрузки на потребителей сверх инфляции. Эта модернизация обойдется гораздо дешевле других инвестпроектов, считает она. Отсутствие программы поддержки ТЭС приведет к необходимости строительства новых мощностей в среднесрочной перспективе и совсем за другие деньги, полагает госпожа Панина.
«Нужен баланс между потребностями в обновлении и расходами»
О том, как Минэкономики видит механизм модернизации старой генерации, и о том, какую роль в этом должны играть потребители, “Ъ” рассказал заместитель министра экономического развития Михаил Расстригин.