Эксперты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) приступили к расшифровке бортовых самописцев разбившегося в Подмосковье в минувшее воскресенье пассажирского Ан-148-100В «Саратовских авиалиний». По результатам этой процедуры следствие определится с основной версией катастрофы, пока наиболее вероятными участники расследования называют обледенение, из-за которого самолет мог свалиться в штопор, отказ техники или ошибку экипажа. Прокуратура тем временем приступила к проверке госорганов, контролировавших деятельность авиаперевозчика — «Саратовские авиалинии».
На месте катастрофы сотрудники МЧС нашли около 500 фрагментов разбившегося Ан-148
Фото: Кристина Кормилицына, Коммерсантъ / купить фото
О том, что оба бортовых самописца с разбившегося Ан-148 доставлены в лабораторию МАК, стало известно в понедельник вечером. Поиски обломков самолета, элементов его оснастки, а также останков жертв катастрофы на территории площадью 30 га вели около 900 сотрудников МЧС. Местность, на которой разбился Ан-148, обильно покрыта снегом, поэтому в некоторых случаях спасателям пришлось топить его тепловыми пушками. В МЧС сообщили об обнаружении почти 500 элементов разбившейся машины и более 1400 фрагментов тел погибших.
Список погибших в авиакатастрофе Ан-148
Участники разбирательства по-прежнему не торопятся выдвигать приоритетную версию трагедии. Официальный представитель СКР Светлана Петренко заявила, что до столкновения с землей самолет был цел и не горел, а взрыв, который был зафиксирован камерами наружного наблюдения частных домов расположенного неподалеку поселка, произошел уже при падении машины или сразу после него. По данным источников “Ъ”, следователи уже допросили весь топ-менеджмент «Саратовских авиалиний», а в офисе авиакомпании силовики провели выемки документов. Следственные действия также велись в аэропорту Пензы, откуда разбившийся самолет выполнял в тот день один из своих рейсов в Москву. Там правоохранители изъяли документы, касавшиеся полета, а также образцы топлива, которым был заправлен самолет.
Фотогалерея
Катастрофа Ан-148 в Подмосковье
СКР заявил, что потерпевший вчера крушение Ан-148 во время падения был цел и не горел, а взрыв произошел уже после падения самолета
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына / купить фото
На месте крушения самолета были обнаружены 1,4 тыс. фрагментов тел и почти 500 обломков
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына / купить фото
В оперативном штабе на месте ЧС заявили, что спасатели обследовали почти 30 гектаров площади в зоне чрезвычайной ситуации
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына / купить фото
На месте крушения самолета Ан-148 продолжают работать бригады МЧС
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына / купить фото
Обломки самолета находятся на большой площади – около 30 га, сообщили в МЧС России
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына / купить фото
Спасательная операция МЧС на месте крушения самолета завершилась утром в понедельник. Никто из 65 пассажиров и 6 членов экипажа Ан-148 не выжил
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына / купить фото
На месте крушения найдены оба "черных ящика". Специалисты МАК оценивают состояние бортовых самописцев как удовлетворительное
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына / купить фото
К ликвидации последствий чрезвычайной ситуации привлечены 780 сотрудников МЧС и 175 единиц техники, в том числе задействованы 9 беспилотников
Фото: МЧС России
Поисковые работы на месте крушения проводятся силами отряда "Центроспас", центра "Лидер" МЧС России, а также силами Раменского и Домодедовского пожарно-спасательных гарнизонов Главного управления МЧС России по Московской области и Ногинского спасательного центра МЧС. Работы ведутся посменно в круглосуточном режиме
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына / купить фото
Самолет Ан-148 выпускается на ВАСО с 2009 года. Проектный ресурс Ан-148 составляет 30 лет эксплуатации, 80 тыс. летных часов, 40 тыс. полетов. Налет погибшего борта составляет немногим более 16 тыс. часов. На 1 февраля 2018 года он совершил 8 348 посадок, то есть выработал менее 25% ресурса
Фото: МЧС России
Пассажиры принесли цветы в аэропорт Домодедово
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев / купить фото
"Саратовские авиалинии" временно приостановили полеты на Ан-148. В аэропорту Саратова 12 февраля прошла траурная акция в память о жертвах катастрофы
Фото: Коммерсантъ / Игорь Чижов / купить фото
В Саратове, Орске, Москве и других городах, в которых проживали пассажиры погибшего самолета, будут собраны образцы крови для экспертизы ДНК
Фото: Коммерсантъ / Игорь Чижов / купить фото
Операция по сбору останков и передаче их родственникам погибших займет не меньше недели со дня трагедии, сообщила министр здравоохранения России Вероника Скворцова
Фото: Коммерсантъ / Игорь Чижов / купить фото
Общие выплаты каждой семье погибших составят более 3 млн рублей, заявил вице-премьер Аркадий Дворкович
Фото: МЧС России
Обломки пассажирского самолета Ан-148 на месте крушения в Раменском районе
Фото: Коммерсантъ / Александр Миридонов / купить фото
Пассажиры принесли цветы в аэропорт Домодедово
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор / купить фото
Сотрудники МЧС работают на месте крушения
Фото: Коммерсантъ / Александр Миридонов / купить фото
Обломки пассажирского самолета Ан-148
Фото: Коммерсантъ / Александр Миридонов / купить фото
Губернатор Московской области Андрей Воробьев (слева) и министр транспорта Максим Соколов (второй справа)
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына / купить фото
Сотрудницы МЧС в аэропорту Домодедово
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор / купить фото
Деталь самолета на поле в Раменском районе
Фото: Reuters / Maxim Shemetov
В Следственном комитете заявили: пассажирский Ан-148 взорвался при ударе о землю
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына / купить фото
Сотрудники МЧС на месте крушения самолета
Фото: Коммерсантъ / Александр Миридонов / купить фото
Последний раз погибший АН-148 заправлялся в Пензе. Утром, в понедельник в пензенский аэропорт с проверкой приехали представители Следственного комитета РФ. По одной из версий причиной трагедии стало некачественное топливо
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына / купить фото
Сотрудники МЧС, бригад медицины катастроф и Следственного комитета России работали на месте трагедии всю ночь, несмотря на сложные погодные условия
Фото: Коммерсантъ / Александр Миридонов / купить фото
Министр транспорта России Максим Соколов (слева) и глава Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор / купить фото
Четверо членов экипажа разбившегося самолета были жителями Саратова. Город скорбит вместе с родственниками погибших летчиков и пассажиров. Чтобы почтить их память, люди несут в саратовский аэропорт траурные букеты
Фото: Коммерсантъ / Эмин Джафаров / купить фото
Метель и глубокие сугробы стали препятствием в работе спасателей на месте трагедии. Обломки фюзеляжа приходится буквально откапывать из-под снега
Фото: Reuters / Maxim Shemetov
В пункте опознания погибших в Ан-148 дежурит Скорая помощь. Центральной станции скорой и неотложной медицинской помощи Москвы и поликлиникам поручили "оказывать помощь при обращении родственников погибших в особом режиме"
Фото: Reuters / Maxim Shemetov
Обломки погибшего в Подмосковье Ан-148
Фото: Reuters / Stringer
Обломки погибшего в Раменском районе Ан-148
Фото: AP
Глубокий снег и метель осложняют поисковую операцию
Фото: Reuters / Stringer
К середине понедельника спасатели обнаружили на месте крушения самолета более 300 обломков
Фото: Reuters / Stringer
Предварительная версия о столкновении Ан-148 с вертолетом не подтвердилась. Спасатели не обнаружили на месте крушения обломков другого воздушного судна
Фото: AP
Несмотря на крушение Ан-148 в Подмосковье, российские авиакомпании, использующие самолеты подобного типа, от них пока не отказываются
Фото: Коммерсантъ / Юрий Стрелец / купить фото
СКР заявил, что потерпевший вчера крушение Ан-148 во время падения был цел и не горел, а взрыв произошел уже после падения самолета
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына / купить фото
На месте крушения самолета были обнаружены 1,4 тыс. фрагментов тел и почти 500 обломков
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына / купить фото
В оперативном штабе на месте ЧС заявили, что спасатели обследовали почти 30 гектаров площади в зоне чрезвычайной ситуации
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына / купить фото
На месте крушения самолета Ан-148 продолжают работать бригады МЧС
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына / купить фото
Обломки самолета находятся на большой площади – около 30 га, сообщили в МЧС России
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына / купить фото
Спасательная операция МЧС на месте крушения самолета завершилась утром в понедельник. Никто из 65 пассажиров и 6 членов экипажа Ан-148 не выжил
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына / купить фото
На месте крушения найдены оба "черных ящика". Специалисты МАК оценивают состояние бортовых самописцев как удовлетворительное
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына / купить фото
К ликвидации последствий чрезвычайной ситуации привлечены 780 сотрудников МЧС и 175 единиц техники, в том числе задействованы 9 беспилотников
Фото: МЧС России
Поисковые работы на месте крушения проводятся силами отряда "Центроспас", центра "Лидер" МЧС России, а также силами Раменского и Домодедовского пожарно-спасательных гарнизонов Главного управления МЧС России по Московской области и Ногинского спасательного центра МЧС. Работы ведутся посменно в круглосуточном режиме
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына / купить фото
Самолет Ан-148 выпускается на ВАСО с 2009 года. Проектный ресурс Ан-148 составляет 30 лет эксплуатации, 80 тыс. летных часов, 40 тыс. полетов. Налет погибшего борта составляет немногим более 16 тыс. часов. На 1 февраля 2018 года он совершил 8 348 посадок, то есть выработал менее 25% ресурса
Фото: МЧС России
Пассажиры принесли цветы в аэропорт Домодедово
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев / купить фото
"Саратовские авиалинии" временно приостановили полеты на Ан-148. В аэропорту Саратова 12 февраля прошла траурная акция в память о жертвах катастрофы
Фото: Коммерсантъ / Игорь Чижов / купить фото
В Саратове, Орске, Москве и других городах, в которых проживали пассажиры погибшего самолета, будут собраны образцы крови для экспертизы ДНК
Фото: Коммерсантъ / Игорь Чижов / купить фото
Операция по сбору останков и передаче их родственникам погибших займет не меньше недели со дня трагедии, сообщила министр здравоохранения России Вероника Скворцова
Фото: Коммерсантъ / Игорь Чижов / купить фото
Общие выплаты каждой семье погибших составят более 3 млн рублей, заявил вице-премьер Аркадий Дворкович
Фото: МЧС России
Обломки пассажирского самолета Ан-148 на месте крушения в Раменском районе
Фото: Коммерсантъ / Александр Миридонов / купить фото
Пассажиры принесли цветы в аэропорт Домодедово
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор / купить фото
Сотрудники МЧС работают на месте крушения
Фото: Коммерсантъ / Александр Миридонов / купить фото
Обломки пассажирского самолета Ан-148
Фото: Коммерсантъ / Александр Миридонов / купить фото
Губернатор Московской области Андрей Воробьев (слева) и министр транспорта Максим Соколов (второй справа)
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына / купить фото
Сотрудницы МЧС в аэропорту Домодедово
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор / купить фото
Деталь самолета на поле в Раменском районе
Фото: Reuters / Maxim Shemetov
В Следственном комитете заявили: пассажирский Ан-148 взорвался при ударе о землю
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына / купить фото
Сотрудники МЧС на месте крушения самолета
Фото: Коммерсантъ / Александр Миридонов / купить фото
Последний раз погибший АН-148 заправлялся в Пензе. Утром, в понедельник в пензенский аэропорт с проверкой приехали представители Следственного комитета РФ. По одной из версий причиной трагедии стало некачественное топливо
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына / купить фото
Сотрудники МЧС, бригад медицины катастроф и Следственного комитета России работали на месте трагедии всю ночь, несмотря на сложные погодные условия
Фото: Коммерсантъ / Александр Миридонов / купить фото
Министр транспорта России Максим Соколов (слева) и глава Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор / купить фото
Четверо членов экипажа разбившегося самолета были жителями Саратова. Город скорбит вместе с родственниками погибших летчиков и пассажиров. Чтобы почтить их память, люди несут в саратовский аэропорт траурные букеты
Фото: Коммерсантъ / Эмин Джафаров / купить фото
Метель и глубокие сугробы стали препятствием в работе спасателей на месте трагедии. Обломки фюзеляжа приходится буквально откапывать из-под снега
Фото: Reuters / Maxim Shemetov
В пункте опознания погибших в Ан-148 дежурит Скорая помощь. Центральной станции скорой и неотложной медицинской помощи Москвы и поликлиникам поручили "оказывать помощь при обращении родственников погибших в особом режиме"
Фото: Reuters / Maxim Shemetov
Обломки погибшего в Подмосковье Ан-148
Фото: Reuters / Stringer
Обломки погибшего в Раменском районе Ан-148
Фото: AP
Глубокий снег и метель осложняют поисковую операцию
Фото: Reuters / Stringer
К середине понедельника спасатели обнаружили на месте крушения самолета более 300 обломков
Фото: Reuters / Stringer
Предварительная версия о столкновении Ан-148 с вертолетом не подтвердилась. Спасатели не обнаружили на месте крушения обломков другого воздушного судна
Фото: AP
Несмотря на крушение Ан-148 в Подмосковье, российские авиакомпании, использующие самолеты подобного типа, от них пока не отказываются
Фото: Коммерсантъ / Юрий Стрелец / купить фото
Впрочем, директор аэропорта Юрий Осколков в беседе с “Ъ” категорически назвал несостоятельными любые предположения о некачественном керосине: «Самолет прошел у нас все стандартные процедуры, и, посмотрите, сколько он без проблем пролетел до катастрофы».
Одной из возможных версий трагедии может стать обледенение самолета во время набора высоты. «Отказавшись от обработки противообледенительной жидкостью, экипаж мог экономить как время, поскольку рейс и без того уже немного задерживался, так и деньги — стоимость процедуры можно сопоставить с ценой 10–20 билетов на рейс»,— предположил собеседник “Ъ”, знакомый с ходом расследования.
Тем временем к разбирательству подключились сразу несколько окружных транспортных прокуратур — Московская межрегиональная, Приволжская и Южная, сообщили в надзорном ведомстве. Помимо проверки документов авиакомпании-перевозчика Ан-148, аэропортов вылета и прилета надзорщики изучат и действия контролирующих органов, в том числе Приволжского управления Ространснадзора.
Сами «Саратовские авиалинии» временно отказались от эксплуатации Ан-148 до выяснения причин случившегося. На регулярных линиях эти машины планируется заменить имеющимися у авиакомпании бразильскими Embraer (E-195) и Як-42Д. У «Саратовских авиалиний» осталось три арендованных у ГТК «Россия» Ан-148. При этом второй российский частный эксплуатант этой машины — иркутская авиакомпания «Ангара» — уже объявил, что не будет приостанавливать полеты на ней, так как «нет сомнений в безопасности полетов на самолете». Рейсы из Орска вместо «Саратовских авиалиний» временно выполняет удмуртская «Ижавиа» на самолетах Як-42Д, представители которой объявили, что «готовы подежурить» в Орске «в этот трудный момент».
Чем известна авиакомпания «Саратовские авиалинии»
Между тем разработчики и производители Ан-148 уверены в надежности машины. «Именно этот борт был собран в Воронеже, а киевское КБ Антонова занималось только конструкторской документацией»,— сообщил “Ъ” собеседник, близкий к Минтрансу Украины. Разбившаяся машина была выпущена в 2010 году и с июня того же года находилась в эксплуатации у ГТК «Россия». В апреле 2015-го менеджмент «России» поставил машину «на прикол», сославшись на ее экономическую неэффективность. Она простояла около полутора лет на хранении в Санкт-Петербурге, а затем в начале 2017 года была передана в аренду «Саратовским авиалиниям» вместе с еще четырьмя аналогичными машинами. По данным “Ъ”, за все это время на выпустившем машину Ан-148 Воронежском авиазаводе потерпевшая катастрофу машина была лишь однажды: после того как «Саратовские авиалинии» получили самолет, они отправили его в Воронеж на покраску в свою фирменную ливрею.
История и технические характеристики Ан-148
В понедельник в минздраве Оренбургской области сообщили, что медики в больнице №4 Орска собрали 29 «образцов генетического материала» у родственников жертв катастрофы (еще у двух человек образцы были взяты в другом регионе). Эти пробы были доставлены в Москву самолетом МЧС.
По словам вице-премьера Аркадия Дворковича, семьи погибших получат приблизительно по 3,5 млн руб. Речь идет не только о выплатах «Альфа-Страхования», которые должны составить чуть больше 2 млн руб. на семью каждого погибшего (компания открыла временный офис в Орске для работы с родственниками жертв катастрофы): материальную помощь обещают и власти всех регионов, в которых проживали пассажиры самолета. Кроме того, «Саратовские авиалинии» обещали выплатить по 1 млн руб. семьям членов экипажа, а администрация Тамбовской области, где жил командир воздушного судна Валерий Губанов, рассмотрит вопрос о «всесторонней поддержке» оставшихся у него жены и дочери. Они вместе с зятем пилота уже отправились на опознание тела в Москву.
Всеволод Инютин; Янина Соколовская, Киев; Сергей Петунин, Саратов; Андрей Сазонов, Самара