Заряжать машины в Европе становится выгоднее
Германия войдет в тройку лидеров мирового рынка электромобилей
По оценкам агентства Bloomberg, в этом году Германия вытеснит Норвегию с третьего места в списке крупнейших рынков гибридных и аккумуляторных электромобилей. Сеть зарядных станций в Германии растет быстрее, чем в США, а дополнительными стимулами к переходу на электрическую тягу стали «дизельгейт» и рост уровня загрязнения воздуха в крупных городах страны.
Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ
По прогнозам экспертов Bloomberg New Energy Finance (BNEF), в текущем году в пятерке лидеров глобального рынка электромобилей произойдут изменения. Германия, до сих пор занимавшая четвертое место, поднимется на одну позицию вверх, оттеснив многолетнего европейского лидера Норвегию.
По оценкам BNEF, которые сами эксперты называют консервативными, это произойдет благодаря тому, что продажи подзаряжаемых гибридных автомобилей и аккумуляторных электромобилей в Германии в этом году вырастут на 64%, до 82 тыс. автомобилей, что станет самым высоким показателем роста в пятерке лидеров.
В 2017 году, по данным аналитического портала EV-volumes.com, глобальные продажи электромобилей (как гибридных, так и чисто электрических) выросли на 57% по сравнению с 2016 годом. За год было продано чуть более 1,2 млн таких автомобилей. Неоспоримым лидером остается Китай: на него приходится почти половина всех проданных за год электромобилей, рост продаж составил 72%. США, несмотря на то что продажи там выросли только на 27%, прочно удерживают за собой второе место. Европейский рынок увеличил продажи на 38%, а наибольший рост показала Германия — 108%. В 2018 году EV-volumes.com прогнозирует глобальные продажи на уровне 1,9 млн электромобилей, и тогда на дорогах мира будет в общей сложности более 5 млн электрических пассажирских автомобилей и легких грузовиков.
Как отмечает Bloomberg, за столь активным ростом германского рынка электромобилей стоит несколько факторов. Например, число зарядных станций в прошлом году, по данным Statista, увеличилось на треть и составляет 8515, а плотность расположения на трассах страны в пять раз больше, чем в США. Оборудованием зарядных станций занялись и сами автопроизводители: к концу текущего года в Германии должно появиться 100 пунктов, которые сообща построят Volkswagen, BMW, Ford Motor и Daimler. А к 2020 году планируется увеличение существующего числа зарядных станций в четыре раза. Удобство зарядки электромобиля на германских шоссе подтвердили опрошенные Bloomberg автовладельцы, хотя и отметили, что в сельской местности с зарядными станциями ситуация чуть хуже. И пока еще сохраняется неравномерность распределения станций в разных землях. Так, в Саксонии-Анхальт станций всего 55, а в Баварии — около 870.
Еще один фактор, способствующий росту рынка,— правительственные меры стимулирования продаж электромобилей. С 2016 года покупатели аккумуляторных электромобилей получают скидку €4 тыс., а гибридных — €3 тыс. В планах правительства также налоговые льготы для покупателей электромобилей. Дополнительными стимулами для роста рынка стали медленно затихающий скандал с искажением автопроизводителями реального уровня вредных выхлопов дизельных автомобилей, так называемый «дизельгейт», а также рост уровня загрязнения воздуха в германских городах.
Учитывая растущий спрос на электромобили, германские производители готовятся представить целый ряд новых моделей, в том числе кроссовер I-Pace Jaguar, внедорожник Audi Q6 e-tron, в следующем году появятся электрические BMW Mini и EQ от Mercedes-Benz, а к 2020 году к ним присоединятся компактный кроссовер I.D.Crozz и хэтчбек I.D.Neo производства Volkswagen.
Фотогалерея
Как развивался рынок электромобилей в разных странах
На заре автомобилестроения энергия от электричества для приводов на машинах была примерно сопоставимой с энергией от тогда еще несовершенных бензиновых и дизельных двигателей. Сопоставимы были и продажи: в США в 1900 году из 4192 произведенных автомобилей 28% были электрическими
На фото: электромобиль Riker Electric Vehicle на гоночных соревнованиях в американском Спрингфилде, 1900
Фото: Library of Congress
После 1912 года популярность электромобилей стала снижаться из-за нового двигателя внутреннего сгорания (ДВС) Генри Форда и конвейерного метода сборки автомобилей. К 1913 году цена на машины с ДВС упала до $650, в то время как электромобиль стоил $1750
На фото: кэб на конной тяге (слева) и пришедший ему на смену электромобиль компании Columbia
Фото: Bundesarchiv
К середине 1930-х годов электромобили окончательно отступили, уступив место бензиновым и дизельным машинам
На фото: автомобиль Detroit Electric во время промо-тура «Из Сиэтла до горы Рейнир», 1919
Фото: Library of Congress
Возрождение интереса к электромобилям произошло в начале 1970-х годов. Компания Sebring-Vanguard из Флориды наладила выпуск электрических микроавтомобилей Citicar (на фото), которые больше походили на гольф-кар с крышей. Скорость могла достигать 60 км/ч, а запас хода на одном заряде — 65 км. С 1974 по 1977 год компания выпустила около 2 тыс. таких машин
Фото: AP
Новая волна интереса к электромобилям возникла в начале 1990-х годов, когда во многих странах озаботились слишком высоким уровнем выхлопных газов. В 1996 году концерн General Motors вывел на рынок модель EV1 (на фото), которая позиционировалась как первый массовый электромобиль. Однако в 1996-1999 годах GM выпустили всего 1100 таких машин, после чего программу закрыли
Фото: Reuters
В 1997 году в Японии была представлена первая гибридная Toyota Prius (на фото). Модель стоила в районе $18 тыс. На фоне борьбы с выбросами вредных веществ гибридные автомобили обрели большую популярность, нежели электромобили
Фото: AP / Itsuo Inouye
В 2008 году компания Илона Маска Tesla начала выпускать первый в XXI веке коммерчески успешный массовый электромобиль Roadster (на фото)
Фото: AP / Paul Sakuma
В 2009 году правительство КНР приняло план, в рамках которого страна к 2020 году должна стать ведущей державой в производстве электромобилей. В рамках плана власти решили выплачивать производителям по $9,3 тыс. за каждый проданный электромобиль и $7,6 тыс. за гибрид
На фото: первый китайский электромобиль-такси BYD E6
Фото: Reuters
В Японии еще в 1996 году покупателям электрических и гибридных машин были предоставлены налоговые льготы и скидки при покупке. В 2009 году была принята вторая программа по стимулированию экологичного автотранспорта, в которую вошли и меры поддержки утилизации электромобилей
На фото: японский электромобиль Q-CAR
Фото: AP
В Европе флагманом развития электротранспорта стала Норвегия. С 1990 года правительство вводит различные налоговые льготы для владельцев электромобилей. Кроме того, с 1999 года они бесплатно паркуются в городах. С начала XXI века власти Норвегии приняли более десятка стимулирующих законов и норм. В результате к концу 2016 года 5% всех автомобилей на дорогах страны были электрическими
Фото: Reuters
На крупнейшем в Европе авторынке, в Германии, власти обратили внимание на стимулирование электромобилей сравнительно поздно. Лишь в 2010 году кабинет Ангелы Меркель принял специальную программу поддержки, в рамках которой к 2020 году на дорогах страны должны были появиться 1 млн электромобилей
На фото: Ангела Меркель осматривает электрический концепт-кар Audi на автошоу во Франкфурте
Фото: Reuters
Рынок электромобилей все еще значительно зависит от мер господдержки. Так, до 2016 года Дания была одним из лидеров ЕС по продажам автомобилей с электродвигателем из-за сответствующих налоговых льгот. Однако после их отмены в 2017 году датский рынок обвалился: по данным Европейской ассоциации производителей автомобилей, в первом квартале продажи электромобилей в Дании по сравнению с аналогичным периодом 2016 года упали на 43,9%, во втором — на 33,1%
На фото: парад электромобилей в Копенгагене
Фото: Reuters