Экипаж столкнулся с раздвоением скорости
Ан-148 мог разбиться из-за обледенения приборов
Расшифровав параметрический самописец разбившегося Ан-148-100В «Саратовских авиалиний», эксперты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) установили, что катастрофа 11 февраля в Подмосковье могла быть вызвана тем, что экипаж не располагал объективными данными об истинной скорости самолета. Перед взлетом по какой-то причине не был включен обогрев приемников полного давления (ППД), что привело к искажению и расхождению показаний приборов. Как выяснилось, проблема не уникальна — за неделю до катастрофы было зафиксировано семь случаев «расхождения показаний скорости» на SSJ 100 «Аэрофлота». Правда, без фатальных последствий.
Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ
Данные, опубликованные во вторник МАК, основываются на информации, полученной после расшифровки параметрического бортового самописца. По версии экспертов, на 150-й секунде полета возникли разночтения между показателями модуля воздушных параметров (МВП), которые видел командир воздушного судна Валерий Губанов, и данными, которые считывал и выводил на отдельную панель резервный модуль. В этот момент Ан-148 находился на высоте около 1,3 км по отношению к взлетно-посадочной полосе Домодедово. Скорость, которую видел пилот Губанов, была выше, чем та, которую указывал резервный модуль. Спустя почти полминуты расхождения достигли почти 30 км/ч, и автоматика дала экипажу команду сравнить приборную скорость. Через 50 секунд, уже на высоте 2 км, эта команда повторилась, после чего экипаж, по всей видимости, отключил автопилот и вскоре повел самолет на снижение, видимо, пытаясь таким образом набрать недостающую по приборам скорость. Тангаж при этом достигал 30 градусов. В этот момент «командирский» МВП показывал, что скорость самолета равна нулю, а резервный — крайне низкие для подобной ситуации 200 км/ч.
Предположительно, Валерий Губанов до самой гибели видел 0 км/ч на своих датчиках, а индикатор, расположенный на панели резервных приборов, за несколько мгновений до столкновения с землей начал показывать резкий рост скорости, в момент крушения составившей около 800 км/ч.
Изученный экспертами черный ящик не фиксировал показатели, которые передавались автоматикой второму пилоту Сергею Гамбарьяну. Они могли отличаться от того, что видел Валерий Губанов, и того, что фиксировала резервная панель. Дело в том, что по конструкции Ан-148 каждый из трех ППД отвечает за сбор данных для своего модуля — «командирского», резервного и того, что должен был получать пилот Гамбарьян. Впрочем, вряд ли истинную картину видел и он. Из расшифровки параметрического самописца следует, что обогрев всех трех ППД был выключен, а значит, они, вероятнее всего, были попросту заморожены и не работали. Это прямо противоречит контрольной карте и летному руководству для Ан-148. Они требуют включения этой системы на исполнительном старте, то есть непосредственно перед взлетом самолета. В МАК пока не знают, почему это требование не было исполнено. Но опрошенные “Ъ” специалисты не исключают, что экипаж мог просто забыть это сделать.
«Пилоты, по всей видимости, не прочитали контрольную карту, что в обязательном порядке делается перед докладом диспетчеру о готовности к взлету. В пасмурную погоду зимой непрогретые ППД на взлете просто забиваются снегом и влагой, которые превращается в лед. В результате приборы фиксируют давление с ошибкой, а значит, пилоты видят недостоверные данные о скорости. Такие ситуации много раз бывали, и из них, как правило, летчики благополучно выходят. Здесь помогают бортинженеры или техники, которые по показателям работы двигателей могут определить скорость и вывести машину в горизонтальный полет»,— объяснил “Ъ” бывший военный летчик, работавший с Ан-148.
Самолет на 20 минут задерживался с вылетом из Домодедово, прогрев мог быть включен раньше, а затем выключен во избежание перегрева и выхода из строя ППД. Закончившийся трагедией рейс не был первым для этого борта 11 февраля. Но и в этот день, и в течение нескольких предыдущих суток пилоты неизменно включали прогрев.
Ан-148 «Саратовских авиалиний» стал вторым самолетом этой модели, потерпевшим катастрофу. В 2011 году в деревне Гарбузово Белгородской области во время учебного полета разбился Ан-148 военно-транспортной модификации, предназначавшийся ВВС Мьянмы. В той катастрофе погибли все шесть человек, находившиеся на борту. Эксперты тогда изначально также говорили о неисправности датчиков скорости, из-за которой летчики разогнали машину до такой степени, что она потеряла управляемость и начала разваливаться еще в воздухе. Однако в итоге выяснилось, что проблемы с датчиками не были ключевым обстоятельством трагедии. Одним из главных факторов, как оказалось, стало полное взаимное непонимание между управлявшими самолетом мьянманскими пилотами и летчиками-испытателями воронежского авиазавода.
Список погибших пассажиров и членов экипажа Ан-148
Было взаимопонимание между пилотами Губановым и Гамбарьяном 11 февраля, станет понятно из расшифровки речевого самописца, который, по данным МАК, получил серьезные повреждения при катастрофе.
Кстати, проблемы с системой определения скорости вовсе не относятся к частым причинам технических жалоб эксплуатантов Ан-148. На завод-производитель машины возвращали из-за проблем с выпуском шасси. Кроме того, поступали жалобы на проблемы с двигателями машины, но они устранялись либо до сдачи заказчикам, либо без привлечения завода.
Официальный представитель СКР Светлана Петренко во вторник заявила, что наряду с версией МАК ведомство проверит и другие. Однако при расследовании авиакатастроф следствие обычно соглашается с окончательными выводами технической комиссии и опирается именно на них. Таким образом, уже можно предположить, что основными фигурантами уголовного дела по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц) станут пилоты Ан-148, но их уголовное преследование прекратят в связи с гибелью, если на это согласятся их родственники.
Во вторник выяснилось, что на похожие проблемы, связанные с расхождением показаний скорости у командира воздушного судна и второго пилота, жаловались в начале февраля пилоты самолетов SSJ 100, эксплуатируемых «Аэрофлотом». В телеграмме Росавиации (есть у “Ъ”) поясняется, что с 4 по 5 февраля, когда выполнение полетов в Московском аэроузле осложнялось обильным снегопадом, в аэропорту Шереметьево произошло семь инцидентов с самолетами этого типа. На борту фиксировалось расхождение показаний скорости у командира воздушного судна и второго пилота. Инциденты происходили при разбеге для взлета или на начальном этапе набора высоты. Во всех случаях экипажи прекращали взлет или возвращались на аэродром вылета. По предварительным данным, после осмотра самолетов были обнаружены отложения льда на фюзеляже перед приемником воздушного давления. Образование льда могло произойти в условиях сильного снегопада, из-за замерзания воды, стекавшей с передней верхней части фюзеляжа и стекол кабины экипажа. В «Аэрофлоте» на запрос “Ъ” не ответили. В Росавиации “Ъ” подтвердили подлинность телеграммы.
Всего, по данным Росавиации, с 2011 года с SSJ 100 произошли 14 подобных инцидентов, связанных как с отсутствием, так и с расхождением показаний скорости, следует из документа. По результатам расследований трех инцидентов причины неполадки были связаны с попаданием воды в приемники системы воздушных сигналов. В одном случае был сделан вывод о невключении экипажем судна обогрева ППД. Такие же неполадки были зафиксированы в отчете МАК о причинах катастрофы Ан-148.
В «Гражданских самолетах Сухого» (ГСС) не стали комментировать телеграмму Росавиации, отметив только, что SSJ 100 успешно прошел сертификационные испытания российских и европейских авиационных властей «с учетом более жестких требований по полетам в условиях обледенения, чем применялись к ранее сертифицированным самолетам». В эксплуатационной документации на SSJ 100 содержатся все необходимые рекомендации наземному персоналу по подготовке самолета к полету и летному экипажу по эксплуатации в сложных метеоусловиях, подчеркнули в ГСС.
В телеграмме Росавиации не указываются требования об ограничении эксплуатации типа самолета. Но регулятор отмечает в качестве одного из факторов авиационных происшествий и инцидентов в последние годы «низкое качество подготовки летного поля к приему и выпуску самолетов», а также неэффективную оценку рисков выполнения полетов в условиях опасных погодных аномалий — при сильном ливневом снеге или дожде. Так, с взлетно-посадочных полос и рулежных дорожек некачественно убирается лед и уплотненный снег, поступает необъективная информация о виде, площади и толщине слоя загрязнений, а из-за наличия снежных насыпей на обочинах ВПП и рулежных дорожках могут произойти столкновения с ними. В качестве примера некачественной очистки искусственных покрытий приводится аэропорт Шереметьево. Из-за некачественной подготовки ВПП аэродрома Анадырь произошел инцидент с самолетом Boeing 767: при выполнении посадки куски льда на ВПП существенно повредили механизацию крыла, самолет был отстранен от эксплуатации.
Фотогалерея
Катастрофа Ан-148 в Подмосковье
СКР заявил, что потерпевший вчера крушение Ан-148 во время падения был цел и не горел, а взрыв произошел уже после падения самолета
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына
На месте крушения самолета были обнаружены 1,4 тыс. фрагментов тел и почти 500 обломков
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына
В оперативном штабе на месте ЧС заявили, что спасатели обследовали почти 30 гектаров площади в зоне чрезвычайной ситуации
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына
На месте крушения самолета Ан-148 продолжают работать бригады МЧС
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына
Обломки самолета находятся на большой площади – около 30 га, сообщили в МЧС России
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына
Спасательная операция МЧС на месте крушения самолета завершилась утром в понедельник. Никто из 65 пассажиров и 6 членов экипажа Ан-148 не выжил
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына
На месте крушения найдены оба "черных ящика". Специалисты МАК оценивают состояние бортовых самописцев как удовлетворительное
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына
К ликвидации последствий чрезвычайной ситуации привлечены 780 сотрудников МЧС и 175 единиц техники, в том числе задействованы 9 беспилотников
Фото: МЧС России
Поисковые работы на месте крушения проводятся силами отряда "Центроспас", центра "Лидер" МЧС России, а также силами Раменского и Домодедовского пожарно-спасательных гарнизонов Главного управления МЧС России по Московской области и Ногинского спасательного центра МЧС. Работы ведутся посменно в круглосуточном режиме
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына
Самолет Ан-148 выпускается на ВАСО с 2009 года. Проектный ресурс Ан-148 составляет 30 лет эксплуатации, 80 тыс. летных часов, 40 тыс. полетов. Налет погибшего борта составляет немногим более 16 тыс. часов. На 1 февраля 2018 года он совершил 8 348 посадок, то есть выработал менее 25% ресурса
Фото: МЧС России
Пассажиры принесли цветы в аэропорт Домодедово
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
"Саратовские авиалинии" временно приостановили полеты на Ан-148. В аэропорту Саратова 12 февраля прошла траурная акция в память о жертвах катастрофы
Фото: Коммерсантъ / Игорь Чижов
В Саратове, Орске, Москве и других городах, в которых проживали пассажиры погибшего самолета, будут собраны образцы крови для экспертизы ДНК
Фото: Коммерсантъ / Игорь Чижов
Операция по сбору останков и передаче их родственникам погибших займет не меньше недели со дня трагедии, сообщила министр здравоохранения России Вероника Скворцова
Фото: Коммерсантъ / Игорь Чижов
Общие выплаты каждой семье погибших составят более 3 млн рублей, заявил вице-премьер Аркадий Дворкович
Фото: МЧС России
Обломки пассажирского самолета Ан-148 на месте крушения в Раменском районе
Фото: Коммерсантъ / Александр Миридонов
Пассажиры принесли цветы в аэропорт Домодедово
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
Сотрудники МЧС работают на месте крушения
Фото: Коммерсантъ / Александр Миридонов
Обломки пассажирского самолета Ан-148
Фото: Коммерсантъ / Александр Миридонов
Губернатор Московской области Андрей Воробьев (слева) и министр транспорта Максим Соколов (второй справа)
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына
Сотрудницы МЧС в аэропорту Домодедово
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
Деталь самолета на поле в Раменском районе
Фото: Reuters / Maxim Shemetov
В Следственном комитете заявили: пассажирский Ан-148 взорвался при ударе о землю
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына
Сотрудники МЧС на месте крушения самолета
Фото: Коммерсантъ / Александр Миридонов
Последний раз погибший АН-148 заправлялся в Пензе. Утром, в понедельник в пензенский аэропорт с проверкой приехали представители Следственного комитета РФ. По одной из версий причиной трагедии стало некачественное топливо
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына
Сотрудники МЧС, бригад медицины катастроф и Следственного комитета России работали на месте трагедии всю ночь, несмотря на сложные погодные условия
Фото: Коммерсантъ / Александр Миридонов
Министр транспорта России Максим Соколов (слева) и глава Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
Четверо членов экипажа разбившегося самолета были жителями Саратова. Город скорбит вместе с родственниками погибших летчиков и пассажиров. Чтобы почтить их память, люди несут в саратовский аэропорт траурные букеты
Фото: Коммерсантъ / Эмин Джафаров
Метель и глубокие сугробы стали препятствием в работе спасателей на месте трагедии. Обломки фюзеляжа приходится буквально откапывать из-под снега
Фото: Reuters / Maxim Shemetov
В пункте опознания погибших в Ан-148 дежурит Скорая помощь. Центральной станции скорой и неотложной медицинской помощи Москвы и поликлиникам поручили "оказывать помощь при обращении родственников погибших в особом режиме"
Фото: Reuters / Maxim Shemetov
Обломки погибшего в Подмосковье Ан-148
Фото: Reuters / Stringer
Обломки погибшего в Раменском районе Ан-148
Фото: AP
Глубокий снег и метель осложняют поисковую операцию
Фото: Reuters / Stringer
К середине понедельника спасатели обнаружили на месте крушения самолета более 300 обломков
Фото: Reuters / Stringer
Предварительная версия о столкновении Ан-148 с вертолетом не подтвердилась. Спасатели не обнаружили на месте крушения обломков другого воздушного судна
Фото: AP
Несмотря на крушение Ан-148 в Подмосковье, российские авиакомпании, использующие самолеты подобного типа, от них пока не отказываются
Фото: Коммерсантъ / Юрий Стрелец