Сборная России сыграла не по статусу
В первом матче Олимпиады она уступила словакам
Хоккейная сборная России, приехавшая на Олимпиаду в Пхёнчхан в статусе безусловного фаворита, начала ее с конфуза. Поведя со счетом 2:0 в самом начале матча со словаками, она умудрилась проиграть не смотревшимся россиянам ровней соперникам — 2:3. За игрой наблюдал корреспондент “Ъ” Алексей Доспехов.
Основной темой дня в Пхёнчхане был ураган, сорвавший биатлонную женскую «индивидуалку» в горах, а в прибрежном кластере, то есть в Канныне, где располагается хоккейная арена, безжалостно крушивший хлипкие олимпийские времянки. Так вот сборная России некоторое время по стилю здорово походила на этот удивительный корейский ураган, совладать с которым способен разве что железобетон. Словацкую защиту, скроенную из куда более хрупких материалов, она просто не замечала.
Эта защита продержалась недолго. Сумасшедшая круговерть третьего российского звена отправила за словацкие ворота защитника Вячеслава Войнова, который, словно всю жизнь занимается такими подключениями, отправил шайбу назад Владиславу Гаврикову. А наброс Гаврикова, пролетев рядышком с находившимся на пятачке Николаем Прохоркиным, влетел в сетку.
А потом был новый порыв, и главный вундеркинд в этом составе сборной России Кирилл Капризов ловко выловил крюком шайбу, летевшую в полутора метрах надо льдом, а голкиперу Браниславу Конраду снова пришлось смириться с тем, что на отскок он среагировать не в силах. Судьи посмотрели повтор и убедились, что выше плеча клюшку Капризов не поднимал, а значит, можно с чистой совестью показывать на центр.
Принято считать, что первые матчи даже стопроцентных фаворитов на топовых турнирах легкими не бывают. Но эта игра выглядела случаем совсем не типичным.
Сборная России свой «бумажный» фаворитский статус в столкновении с соперником со статусом середнячка подтверждала убедительнейшим образом.
Преимущество в две шайбы она соорудила за четыре минуты. А соорудив, продолжала играть так, что любимые ассоциации ее руководителей с блистательной советской эпохой, с наводившей ужас на всех «Красной машиной», для которой победа на Олимпиаде была программой не максимум, а минимум, не казались кощунственными. Словаков рвали лихими комбинациями с перепасовкой, сменой мест, хитрыми оставлениями шайбы. Их обыгрывали и обгоняли. Их мучали силовой борьбой, сбивая, будто кегли. А Мартину Бакошу, в которого впечатался Андрей Зубарев, довелось побывать на российской скамейке.
Глаз пытался выхватить хоть какие-то неприятные моменты, но выхватывал лишь мелочи. Ну, например, не так зубаста была ударная тройка сборной России с главными звездами КХЛ Павлом Дацюком, Ильей Ковальчуком и пристегнутым тренером Олегом Знарком к петербуржской связке Сергеем Мозякиным. И первое большинство — с выходящими на позиции защитника Ковальчуком и Мозякиным — она растранжирила в общем-то бездарно. Но эти моменты не разрушали общего ощущения: свое российская команда уже взяла.
Все изменилось как-то неожиданно. Вот словаки наконец пару раз отбились уже без малейших признаков паники, спокойно. Вот наконец повозили полминуты шайбу в российской зоне, куда до сих пор добирались изредка. А вот вдруг созрел и их гол: Петер Олвецки, пройдя по правому бортику, стрельнул из-под Богдана Киселевича. А вот сразу же созрел и второй, когда шайбу после заблокированного броска Никиты Нестерова подхватил Бакош, протащил до российских ворот и попал в ближнюю «девятку» примерно с той точки, с которой попал Олвецки.
Нет, словаки оказались не такими простыми и податливыми, как представлялось в начале матча. А сборная России — далеко не такой совершенной, какой ее рисовали аналитики в своих прогнозах.
В следующем периоде она снова по всем формальным признакам — по количеству бросков, перспективных атак — словаков превосходила. Но теперь в том, что из этого статистического лидерства она не извлекла никакой пользы, ничего странного было не разглядеть. Иногда словакам везло — как в тех эпизодах, когда в перекладину пальнул Дацюк или когда перед пустым углом не сориентировался Михаил Григоренко. Но никуда не денешься от того факта, что дрожь в коленях у словаков исчезла напрочь. Оборонялись они спокойно. И стилистика сборной России на ураганную уже совершенно не тянула. Этим ветром разнести в щепки словацкую команду, которая, оправившись от шока, приобрела черты коллектива собранного, дисциплинированного и жесткого, способного тоже вырубать оппонентов, если дело доходит до стыка, в том числе таких крепких, как Сергей Андронов или Иван Телегин, было невозможно.
Более того, концовка второго периода прошла под знаком ее натиска. А основным действующим лицом сборной России был не кто-то из ее знаменитых полевых игроков, а голкипер Василий Кошечкин.
Фаворитам надо было добавлять. Они вроде бы добавляли, но все усилия свели на нет два подряд удаления ближе к середине заключительного периода — удаления из серии тех, которые представляются наиболее обидными, за выброс шайбы через борт. Первое сборная России пережила, второе — нет. Петер Черешняк выкатился в центр зоны и щелчком вогнал шайбу в сетку.
Словаки сами давали шансы россиянам исправиться, удаляясь. Но у сборной России в большинстве по-прежнему не клеилось. Причем настолько, что это словаки, выходившие и два в одного, и один на один, должны были жалеть об упущенном. А нарушение российского защитника Алексея Марченко за полторы минуты до сирены было приговором для основного претендента на золото Олимпиады. Отыграться ему так и не удалось.
С точки зрения турнирной эта осечка вряд ли может считаться событием страшным. Мимо play-off все равно не пролететь, а первое место в группе B сборная России еще может занять, если выиграет оба оставшихся матча предварительного этапа. В ближайшем, в пятницу, она встретится с котирующимися еще ниже, чем словаки, словенцами, которые с тем же счетом — 3:2, но в овертайме, справились с наиболее грозным среди российских противников — американцами. Первый игровой день у хоккейных гигантов не задался.