Авиакомпании рассчитаются за погоду
Структурам Росгидромета согласовали цену метеоданных
Как выяснил “Ъ”, правительство согласовало размер платежей авиакомпаний структурам Росгидромета за предполетное метеообслуживание. Они с прошлого года должны быть включены в аэронавигационный сбор ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения» (ГК по ОрВД), но процесс затянулся. Росгидромет настаивал на выплате за метеоданные 5 млрд руб. в год, против выступала Росавиация. В итоге платеж был снижен до 3,4 млрд руб. Но в отрасли считают, что перед полетом можно обойтись и без услуг Росгидромета: нужные метеоданные несложно найти и в интернете.
Как выяснил “Ъ”, до конца месяца Росавиация, ГК по ОрВД и Росгидромет должны окончательно согласовать условия закупки метеоинформации авиакомпаниями, решение принято 13 февраля на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича (его представитель “Ъ” не ответила). ФГУП будет платить структуре Росгидромета «Авиаметтелеком» около 3,4 млрд руб. в год за аэронавигационные услуги при подготовке полета и во время него, говорят источники “Ъ”.
Плата за метеоданные, получаемые в полете, уже включена в аэронавигационный сбор ГК по ОрВД, за предполетную информацию перевозчики сами платили структурам Росгидромета. Но в марте 2017 года Минтранс издал приказ, по которому в сбор включалась и плата за предполетные данные. Оперативно рассчитать новый размер сбора не удалось, и с середины года Росгидромет, не получая перечислений от ФГУПа, отказался поставлять услуги ряду авиакомпаний. В ноябре уже «Аэрофлот» расторг договор со структурами Росгидромета, хотя спустя две недели правительство поручило перевозчику продлить его. В конце года источники “Ъ” говорили, что согласование расчетов «затруднял заявленный Росгидрометом объем затрат» — почти 5 млрд руб., что «выглядело завышенным».
В Минтрансе “Ъ” сообщили, что вместе с Росавиацией, Минприроды и Росгидрометом разрабатывают новую модель платы за аэронавигацию и метеообслуживание. «Компании будут платить ГК по ОрВД по схеме одного окна, а ФГУП переведет платежи другим участникам»,— заявили в министерстве. Во ФГУПе рассказали, что оплатят расходы за авиаметеообеспечение в рамках долгосрочной программы развития, ее корректировку утверждает правкомиссия по транспорту, суммы станут ясны после решения правительства. В ГК по ОрВД подчеркнули, что ставка сборов за аэронавигацию зависит от расходов, «которые смогут доказать» в «Авиаметтелекоме». Но на расходах авиакомпаний это не скажется, поскольку те платили ранее Росгидромету.
По данным “Ъ”, расчеты участников совещания разнились. По словам источника “Ъ”, за основу предлагалось взять затраты авиакомпаний 2016 года — не менее 2,4 млрд руб., указанные в финотчетности авиапредприятий. Но, добавляет он, Росгидромет считал, что сумма не учитывает все авиакомпании и ее надо увеличить не менее чем на 400 млн руб.
Но и учет согласованной суммы в сборе может затянуться. В январе на совещании у заместителя министра транспорта Александра Юрчика было заявлено, что за 2017 год ГК по ОрВД не предоставила Росавиации оценку экономически обоснованных расходов на метеообслуживание и обоснование тарифной модели сбора. Источник “Ъ” замечает, что ФГУП направлял предложения по модели Росавиации и ФАС, но те «по разным причинам» их не приняли: Росавиация не договорилась с Минтрансом, а ФАС из-за этого не стала согласовывать вариант. В Росавиации отказались от комментариев.
Глава управления регулирования транспорта ФАС Адиля Вяселева подтвердила “Ъ”, что «в условиях неспособности двух корпораций договориться» правительство определило цену контракта с Росгидрометом в 3,4 млрд руб. Он не тарифицируется ФАС, но затраты будут учтены в тарифной модели ГК по ОрВД, служба обеспечит «неувеличение» нагрузки на авиакомпании и рассмотрит тарифную заявку ФГУПа при ее поступлении. В Росгидромете лишь отметили, что ждут постановления правительства. Авиакомпании это не комментируют, но источники “Ъ” в отрасли говорят, что «нет острой необходимости в услугах Росгидромета», достаточно и метеоданных на интернет-порталах.
Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев говорит, что необходимость достоверной метеоинформации для гражданской авиации не подлежит сомнению, поскольку от этого зависит безопасность полетов. По его словам, сегодня самая распространенная практика — использование прогнозов ведущих международных провайдеров, которые оперативно обновляют сводки по всему маршруту, включая запасные аэродромы.