Бытовая техника переключается на онлайн-канал
Интернет-продажи электроники ощутили отложенный спрос
Онлайн-продажи бытовой техники и электроники в России продолжили расти на фоне отложенного спроса и роста доступности ипотечных кредитов. В денежном выражении по итогам 2017 года этот сегмент вырос на 12%, до 233 млрд руб. Офлайновый рынок техники пока в четыре раза крупнее, но и растет медленнее.
Онлайн-продажи на рынке электроники и бытовой техники в 2017 году выросли на 12%, в денежном выражении — почти до 233 млрд руб., динамика сопоставима с результатами прошлого года, сообщили “Ъ” в компаниях «М.Видео» и «Эльдорадо», входящих в группу «Сафмар» Михаила Гуцериева. В самом «М.Видео» рост онлайн-продаж составил 41%, говорят в компании. Доля покупок через интернет в 2017 году — 19% от общего объема рынка электроники и бытовой техники, который составил около 1,2 трлн руб. Онлайн выступает драйвером роста — общие продажи, включая интернет и традиционные, показали рост только на 6%.
33 процентов
достиг рост онлайн-продаж электроники и бытовой техники на Урале и Дальнем Востоке (данные «М.Видео» и «Эльдорадо»)
В пятерку самых востребованных в интернете брендов вошли Apple, Samsung, LG, Bosch и Asus, а самый заметный рост продаж демонстрировали производители смартфонов и ноутбуков Xiaomi, Honor, Dell и Acer, следует из данных ритейлеров. Чаще всего в 2017 году онлайн покупали смартфоны и аксессуары к ним, крупную бытовую технику и компьютеры — на эти сегменты приходится около 76% продаж.
Спрос на смартфоны в онлайне в целом по рынку вырос на треть по сравнению с 2016 годом, в «М.Видео» — вдвое, сообщили в компании. Кроме того, продажи игровых консолей через интернет выросли почти в два раза. В «Эльдорадо» наибольшая доля онлайн-покупок в денежном выражении приходится на товары ценой 20–35 тыс. руб. В «М.Видео» спрос делится в равных долях на средний (20–35 тыс. руб.) и верхний (более 35 тыс. руб.) ценовые сегменты, на каждый из которых приходится около 30% онлайн-продаж. Ритейлер объясняет это высокой долей в продажах крупной бытовой техники и дорогих смартфонов.
Наибольший вклад в рост продаж внесли смартфоны и мобильные телефоны, компьютерная техника и крупная бытовая техника, где больше всего выросло именно количество покупок, отмечает заместитель директора отдела исследований промышленных товаров GfK Rus Наталья Моржова. «И малую бытовую технику, и телевизоры стали больше покупать онлайн»,— добавила она.
При этом нельзя сказать, что онлайн-каналы продаж сейчас сильно влияют на рост рынка крупной бытовой техники, считает гендиректор Candy Hoover Group Russia Глеб Мишин. «Все интернет-магазины по продаже крупной бытовой техники сегодня, как правило, базируются на существующих торговых сетях, и наличие склада для них является преимуществом»,— поясняет он. По его оценке, в целом рост продаж на рынке крупной и малой бытовой техники в России за 2017 год составил 5–15% в денежном выражении. Candy Hoover выросла по итогам года на 40%. «Если говорить о сегменте малой бытовой техники, онлайн-продажи в нем будут расти за счет развития агрегаторов, таких как, например, “Яндекс.Маркет”»,— считает господин Мишин.
На рост онлайн-продаж в сегменте бытовой техники и электроники в 2017 году повлияло расширение ассортимента, выгодные предложения и возможность приобретать товары в рассрочку, а также запуск крупными ритейлерами программы trade-in (“Ъ” сообщал об их результатах 12 февраля), считают в «Связном». В 2017 году доля интернет-продаж в «Связном» достигала 25% в денежном выражении.
Спросу на бытовую технику также способствует снижение ставок кредитов — причем не только потребительских, но и ипотечных, считает аналитик «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин. «Сказались также накопленный отложенный спрос и рост проникновения интернета после стагнации в 2015–2016 годах»,— уверен он. Как сообщал ранее “Ъ”, проникновение интернета в России среди населения старше 16 лет в 2017 году достигло 72,8%, или 87 млн человек.