«Пока рынок госзакупок АРВ-препаратов доступен для всех»
Сергей Шуляк, гендиректор DSM Group
О том, насколько прозрачен рынок госзакупок препаратов для лечения ВИЧ, гепатита и туберкулеза, “Ъ” рассказал гендиректор DSM Group Сергей Шуляк.
— Стала ли выше конкуренция на госзакупках в результате централизации?
— В период децентрализованных закупок на аукционах были очень маленькие лоты, за которые было невыгодно бороться поставщикам, а если торги и проводились, то по максимально высокой цене. С введением централизации ситуация стала гораздо лучше. Увеличились лоты, в результате чего удалось добиться скидки от поставщиков до 40%, а это было главной целью федеральных властей. Кроме этого, в 2018 году была разработана программа для контроля цен на лекарства на госзакупках, чтобы воспрепятствовать их завышению.
— Можно ли утверждать, что уход из этого сегмента более ста региональных компаний ведет к монополизации?
— Пока рынок госзакупок АРВ-препаратов доступен для всех, кто соответствует требованиям. Ничто не мешает «Фармасинтезу», например, подать заявку на участие в тендере на поставку препарата «Лопинавир + Ритонавир», который сейчас поставляет исключительно «Р-Фарм». В этом случае «Фармсинтез» может предложить свой дженерик «Калидавир». То же самое касается и тендеров на поставки других препаратов. С другой стороны, когда есть единый поставщик по какой-либо нозологии, властям проще найти виновного в перебоях с поставками, тогда как в условиях децентрализации сделать это было практически невозможно.
— Помогло бы наличие единого поставщика АРВ-препаратов избежать перебоев?
— Чтобы справиться с такой нагрузкой, у дистрибутора должны быть либо уже налаженные контакты с производителями всех необходимых лекарств, либо собственное производство. Ни одной такой компании в настоящее время нет. Кроме этого, единый дистрибутор может физически не справиться с поставкой такого количества лекарств для нужд федерального масштаба. Даже наличие почти двух десятков крупных компаний не помогло избежать перебоев с поставками, что было связано в том числе с большими объемами и жесткими сроками.
— Поэтому «Нацимбио» (дочерней структуре «Ростеха») не удалось получить этот статус?
— Насколько мне известно, да. Компания уже имеет аналогичный статус — она поставляет препараты для нужд ФСИН, а это около 450 тыс. заключенных. На закупках АРВ-препаратов «Нацимбио» пришлось бы обеспечивать еще более 350 тыс. пациентов. К тому же это привело бы к жесткой монополизации, против чего, вероятно, выступила бы Федеральная антимонопольная служба, которая пристально следит за монопольным повышением цен. А единый поставщик, несомненно, получил бы такую возможность.
Лекарства вертикального действия
Год назад Минздраву РФ пришлось консолидировать поставки препаратов для бесплатного лечения пациентов, болеющих ВИЧ, гепатитом В, С и туберкулезом. Этому предшествовала, в том числе, эпидемия вируса иммунодефицита в Екатеринбурге. Чиновники довольны итогами первого года централизации: они убеждены, что таким образом в госзакупках возникла конкуренция. Но как выяснил “Ъ”, результатом новой системы стали уход с рынка более сотни региональных компаний и укрепление позиций двух федеральных игроков — «Р-фарм» Алексея Репика и «Фармстандарта» Виктора Харитонина и Егора Кулькова.