Юнус-Бек Евкуров взялся за святое
Глава Ингушетии предложил контролировать содержание проповедей
Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров распорядился взять под контроль проповеди, с которыми в местных мечетях выступают богословы. Господин Евкуров считает, что это необходимо, чтобы не допустить «политизации проповеднической деятельности». В муфтияте Ингушетии заявили, что республиканские власти таким образом хотят оградить себя от критики, и пригрозили чиновникам шариатским судом.
Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров заявил, что считает неправильным руководствоваться «политической парадигмой или интересами определенных духовных институтов при чтении проповедей в мечетях». Общей задачей власти и религии, по мнению чиновника, является стремление к укреплению мира и благоденствия. Добиться этого, как считает господин Евкуров, можно, исключив политику из богословских проповедей. Муниципальным чиновникам и управлению по делам религии поручено «провести превентивные мероприятия для недопущения политизации проповеднической деятельности в мечетях республики».
В администрации Ингушетии не стали уточнять, о каких превентивных мерах идет речь, а главное — по каким критериям чиновники будут выявлять «политизированные» проповеди. «Не надо только раздувать сенсацию, никто не собирается запрещать проповеди, речь лишь идет о мерах, которые должны способствовать сохранению стабильности и общественного спокойствия в республике»,— заверил “Ъ” пожелавший остаться неизвестным чиновник ингушской администрации. Он признался, что в Ингушетии есть имамы, слова которых имеют большой вес, поэтому очень важно, чтобы они «не увлекались политическими оценками».
Глава Духовного управления Ингушетии Иса Хамхоев убежден, что господин Евкуров таким образом хочет поставить под контроль деятельность богословов. «Эти попытки он (Евкуров.— “Ъ”) стал предпринимать еще несколько лет назад, обязав глав муниципальных образований взять под контроль назначение имамов в сельских мечетях»,— рассказал “Ъ” господин Хамхоев. Он отметил, что когда назначать имамов и руководить их работой не получилось, власти решили добиться своего, взяв под контроль проповеди. «Никакой политики в проповедях имамов нет и не было, чиновники боятся критики в свой адрес»,— заявил муфтий. Он признал, что многие имамы действительно критикуют местных чиновников за то, что они «равнодушны к нуждам людей, плохо выполняют свои обязанности и занимаются казнокрадством»: «Указывать власти на их недостатки, говорить о том, что является харамом (греховным.— “Ъ”) в действиях чиновников,— это долг верующего человека, а тем более богослова».
Ингушские религиозные деятели готовы дать отпор чиновникам, если те будут вмешиваться в духовные дела: «Чиновники не имеют право вторгаться в наши дела, так как религия отделена от государства, а на тех, кто вопреки закону будет пытаться это делать, мы найдем управу»,— пообещал муфтий Хамхоев. Он напомнил, что в мусульманской практике есть меры воздействия на тех, кто совершает проступки, согласно шариатскому праву.
«Шаги ингушских властей в отношении религиозных деятелей имеют цель оградить себя от критики пользующихся большим авторитетом у местного населения богословов»,— считает исламовед Алексей Малашенко. По его мнению, такие попытки могут поспособствовать расколу в обществе. Как сообщал “Ъ”, два года назад господин Евкуров попытался распустить республиканский муфтият из-за конфликта с его руководителем Исой Хамхоевым. Муфтию предложили добровольно уйти в отставку, а когда тот отказался, в муфтият зачастили ревизоры. Управление юстиции Ингушетии по поручению господина Евкурова начало процесс роспуска муфтията, но Верховный суд Ингушетии счел несостоятельными претензии республиканских властей к религиозной организации.