GM-АвтоВАЗ отказался от выпуска новой Niva
Работы по проекту приостановлены на неопределенный срок
GM-АвтоВАЗ отказался от планов по обновлению Chevrolet Niva — единственной модели, выпускаемой на заводе. Начать конвейерное производство автомобиля второго поколения предприятие планировало еще в 2016 году. Полная стоимость проекта тогда оценивалась в 21,57 млрд руб., из которых 15 млрд руб. ожидалось получить от кредиторов. Поиски инвестора не увенчались успехом, а Минпромторг сообщил об отсутствии госгарантий по кредитам на реализацию проекта. Эксперты называют решение предприятия логичным и отмечают, что работа над модернизацией Chevrolet Niva еще может быть возобновлена.
Совместное предприятие GM-АвтоВАЗ, занимающееся выпуском Chevrolet Niva в Тольятти, приостановило работы по проекту создания нового поколения автомобиля, сообщили „Ъ“ в пресс-службе завода. «В настоящее время работы по проекту Chevrolet Niva нового поколения приостановлены по ряду объективных причин. По запросу одного из акционеров ЗАО „GM-АвтоВАЗ“ обновило бизнес-план. Окончательное соглашение по поддержке проекта акционерами пока не достигнуто», — уточнили в пресс-службе.
Концепт второго поколения кроссовера Chevrolet Niva был продемонстрирован на московском автосалоне еще в августе 2014 года. Запустить новое производство на территории особой экономической зоны (ОЭЗ) «Тольятти» предприятие планировало в 2016 году. К строительству завода мощностью до 120 тыс. автомобилей в год «GM-АвтоВАЗ» приступил летом 2013 года. Однако весной 2015 года концерн General Motors объявил о радикальной реструктуризации бизнеса, остановив производство и сборку своих автомобилей на российских заводах. Строительство нового предприятия в ОЭЗ «Тольятти» также было заморожено.
В начале июня 2016 года стало известно о том, что GM-АвтоВАЗ продолжает искать инвесторов для завершения проекта. В пресс-службе правительства Самарской области поясняли, что Сбербанк готов открыть для автопредприятия кредитную линию «на приемлемых условиях», но банк так и не принял решения об участии в проекте. ЗАО «GM-АвтоВАЗ» неоднократно обращалось за предоставлением госгарантий под проект. В январе 2017 года было опубликовано официальное заявление Минпромторга, в котором указывалось, что «какие-либо решения о государственной поддержке GM-АвтоВАЗ путем предоставления госгарантий по кредитам на реализацию проекта нового поколения автомобиля Chevrolet Niva отсутствуют». Полную стоимость проекта тогда оценили в 21,57 млрд руб., из которых 6,57 млрд руб. должны были быть собственными средствами предприятия, еще 15 млрд руб. необходимо было получить от кредиторов.
По мнению некоторых экспертов, отказ от дальнейшей реализации проекта вызван экономическими причинами. «Стоит отметить, что Chevrolet Niva на сегодняшний день является одним из немногих долгожителей на рынке. С 2002 года машина пережила лишь легкий косметический рестайлинг и небольшие технические изменения. Несмотря на то, что автомобиль успел морально и технически устареть, спрос на него остается высоким. По итогам прошлого года было реализовано 31,2 тыс. автомобилей. Для сравнения, за этот же период АвтоВАЗ продал 33,3 тыс. кроссоверов Lada Xray. «Выходит, что детище GM-АвтоВАЗ востребовано на рынке», — считает партнер практики «Стратегическая и операционная эффективность» АО «НЭО Центр» Александр Ракша.
Эксперт также уверен, что в связи с отказом от проекта нового поколения Chevrolet Niva совместное предприятие GM и АвтоВАЗа скорое закрытие точно не ожидает. «Модель Chevrolet Niva первого (и, видимо, единственного) поколения продается очень достойно. Долго ли будет поддерживаться спрос, спрогнозировать сложно. С учетом того, что по всем правилам рынка Chevrolet Niva уже давно должна была стать частью истории отечественного автопрома, но вопреки всему продолжает пользоваться успехом у населения, не исключаю, что как минимум в ближайшие три года никаких существенных изменений не произойдет», — уточняет собеседник „Ъ“.
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов полагает, что к реализации проекта еще могут вернуться. «Необходимо отметить, что разработка лишь приостановлена, а не отменена, что важно. Поиск инвестора для создания новой модели совершенно логичен. Чтобы не осложнять финансовое положение компании, можно использовать заемные средства, что даст возможность направить свои деньги на другие цели. Если инвестор согласен участвовать в проекте и готов ждать выхода модели на рынок, получая затем часть средств от продаж, то, конечно же, нужно использовать это предложение», — говорит аналитик.
Для директора аналитического агентства «Автостат» Сергея Целикова новость о приостановлении проекта не стала сенсацией. «Этот проект достаточно сложный и вялотекущий. Если планы по выпуску Chevrolet Niva нового поколения так и останутся нереализованными, ничего страшного не произойдет. На рынке немало интересных и качественных предложений по автомобилям подобного класса», — считает господин Целиков.