Страхование жизни подведут под стандарт
Растущий рынок занялся упреждающим саморегулированием
Страхование жизни за год вышло в лидеры по темпам роста на страховом рынке. За год сборы в сегменте выросли на 53,3% — до 328,5 млрд руб. Отчитавшись об этом перед ЦБ, страховщики вчера заявили о намерении самостоятельно стандартизовать продукты в отрасли, чтобы не допустить роста числа жалоб клиентов.
Вчера страховые компании представили регулятору итоги развития самого успешного в последний год сегмента в отрасли — страхования жизни. Сборы 2017 года на этом рынке составили 328,5 млрд руб. (рост к показателю 2016 года — 53,3%), основным его драйвером было инвестиционное страхование жизни (ИСЖ) — продукт, совмещающий страховку и возможности получать доход от инвестиций страховщика. По оценке гендиректора компании «Сбербанк страхование жизни» (лидер рынка) Алексея Руденко, на ИСЖ пришлось 210 млрд руб. сборов.
Активы страховщиков жизни превышают 600 млрд руб.— для сравнения, объем паевых инвестиционных фондов, также инвестирующих в интересах своих клиентов, составляет порядка 200 млрд руб. Низкие ставки банковских депозитов открывают перед ИСЖ широкие перспективы — по ожиданиям главы Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игоря Юргенса, двухзначные темпы роста рынка сохранятся и в 2018 году, рынок вырастет еще на 25%.
Во избежание роста жалоб клиентов в ЦБ на продукты по страхованию жизни в ВСС намерены самостоятельно ужесточить правила игры на этом рынке, стандартизовав предлагаемые продукты. Союз уже разработал два базовых стандарта по страхованию — операций на финансовом рынке (описывает процесс заключения договора, правила выплат) и защиты прав и интересов клиентов (они направлены в ЦБ на согласование). Отдельный стандарт в ВСС готовят для страхования жизни. Как пояснил глава профильного комитета ВСС Максим Чернин, по нему на отдельную страницу договора будут выведены все его основные положения — о выкупной сумме (той, что возвращается при досрочном расторжении), отсутствии гарантий дохода, защите капитала и др. «Ее нельзя будет не прочитать. Это поможет правильному восприятию клиентом условий договора»,— говорит он. По словам главы департамента страхового рынка ЦБ Игоря Жука, особое место должно быть уделено прозрачности отношений страховщика и клиента, должен быть отражен «период охлаждения» (срок, в течение которого клиент может передумать и расторгнуть договор без потерь). Сейчас стандартный период охлаждения составляет 14 дней. Ранее и регулятор, и страховщики упоминали о случаях, когда клиент не понимает условий договора и остается недовольным.
ЦБ намерен разделить клиентов страховщиков на квалифицированных и неквалифицированных инвесторов — по тому, простые или сложные стратегии инвестирования они выбирают. И регулятор, и рынок готовятся к реакции первой волны клиентов ИСЖ (сейчас заканчивают свое действие полисы, проданные пять лет назад). В зависимости от инструментов инвестирования доходность может быть нулевой, что спровоцирует недовольство. Однако, по словам Максима Чернина, пример одного крупного страховщика «с высокой кэптивной составляющей» вдохновляет — более 60% клиентов решили заключить новые договоры ИСЖ взамен истекших.