К лицу и по летам
Открылся Берлинский международный кинофестиваль
Вчера премьерой анимационного фильма «Собачий остров» Уэса Андерсона открылся 68-й Берлинский кинофестиваль. О фестивальных настроениях и ожиданиях — Андрей Плахов.
Эдвард Нортон и Грета Гервиг, Скарлетт Йоханссон и Билл Мюррей, Тильда Суинтон и Харви Кейтель — вот неполный перечень звезд первого ряда, которые озвучивают персонажей «Собачьего острова» и обеспечили достойную звездную дорожку для открытия Берлинале. Действие этого фильма, снятого под влиянием Акиры Куросавы, происходит в вымышленном японском городе Мегасаки. По распоряжению злобного мэра городских собак отправляют на мусорный остров, где они обречены на одичание и поедание друг друга. Вместо этого четвероногие проявляют удивительное благородство и достоинство. Их союзником в борьбе за освобождение становится двенадцатилетний мальчик Атари, готовый на любые подвиги, чтобы найти своего любимого пса Спотса. Эта сказочная история, способная растопить сердце любого собачника, да и просто приличного человека, разработана на экране в технике кукольной анимации, которую Андерсон уже опробовал в картине «Бесподобный мистер Фокс».
Нечто напоминающее фабулу фильма случилось в канун Первой мировой в Турции: бездомных собак отловили и выслали на безлюдный остров под Стамбулом. Этот сюжет, уже отраженный в анимационном кино (фильм «Лающий остров» Сержа Аведикяна), считается базовым для осознания механизмов насилия в ХХ веке, сначала отработанных на животных, а потом примененных тоталитарными режимами к человеческим массам.
В конкурсной программе Берлинале 19 фильмов, среди которых большинство предсказуемых, но есть и те, что сулят сюрпризы или курьезы. Вряд ли чего-то нового можно ждать от Гаса Ван Сента с его байопиком о жизни карикатуриста Джона Каллагана, прикованного к инвалидной коляске и страдавшего от алкогольной зависимости. Главную роль в этом фильме под названием «Не волнуйся, далеко он пешком не уйдет» играет Хоакин Феникс, и тут можно с уверенностью ожидать отточенного мастерства, но вряд ли чего-то сверх того.
Режиссер Эмили Атеф сняла фильм «Три дня в Кибероне», где воспроизводится закат жизни Роми Шнайдер на фоне дюн Бретани. Фильм Бенуа Жако «Ева» по роману Джеймса Хедли Чейза — еще и ремейк полувековой давности одноименной картины Джозефа Лоузи. В старой версии аморальную и роскошную фам фаталь, портящую жизнь безвольному писателю, играла 33-летняя Жанна Моро; в новой играет 65-летняя Изабель Юппер, видимо, взявшаяся доказать, что возраст не помеха для изображения обольстительного зла.
Несомненно, интригует «Время дьявола» филиппинца Лава Диаса, покоряющего одну за другой главные фестивальные площадки. Хоть его фильм опять посвящен террору и гражданской войне, но выполнен в жанре рок-оперы. Из категории трудно предсказуемых и картина «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» Филипа Грёнинга, прославившегося благодаря своей предыдущей ленте «Жена полицейского». В центре новой работы немецкого режиссера — юные брат и сестра—близнецы, их тонкие, с налетом эротизма отношения и сопутствующие философские диспуты.
Одна из главных тем фестивального конкурса — поиск новой идентичности, сколь бы затерто ни звучало это определение. Оно отыгрывается даже в названиях и сюжетах картин. Возьмем хотя бы новую ленту польки Малгожаты Шумовской «Лицо». Ее действие происходит на границе Польши с Германией, где возводится самая большая в мире статуя Христа. Главный герой из-за несчастного случая оказывается изуродован и нуждается в пересадке лица. Полуфантастический фарс дает гротескный образ современной Польши и «окаменевшей» веры.
Известный немецкий автор так называемой берлинской школы Кристиан Петцольд покажет фильм «Транзит», снятый в Марселе по мотивам романа Анны Зегерс. Как и предыдущая лента режиссера «Феникс» (об актрисе, изуродованной в концлагере и с помощью пластической хирургии обретающей новое лицо), «Транзит» представляет собой историю жестоких военных травм, перекликающихся с сегодняшними трагедиями беженцев. Петцольд стал одним из 79 авторов открытого письма с призывом к радикальной реформации Берлинале. Среди подписавших — ведущие немецкие режиссеры Фолькер Шлёндорф, Марен Аде, Доминик Граф, Андреас Дрезен, Фатих Акин и Роза фон Праунхайм. Они озабочены тем, что главный немецкий фестиваль теряет свое международное значение и уступает конкурентам — Каннскому и Венецианскому фестивалям.
В письме содержится призыв к выработке более современной концепции и фактически к смене руководства в лице директора Дитера Косслика, находящегося у руля Берлинале вот уже 18 лет. Как бы ему ни было обидно (Косслик много сделал для поддержки нового немецкого кино и, в частности, подписавших письмо режиссеров), он уже дал знать о своем намерении не продлевать контракт. Называют имя его возможного преемника: это Кирстен Нехуус, занимающая сейчас ключевую позицию в кинофонде земли Берлин-Бранденбург. Подобное назначение отвечало бы одной из ключевых идей письма — о необходимости гендерно сбалансированной стратегии.
Россию в конкурсе представляет фильм «Довлатов» Алексея Германа-младшего, его показ состоится уже завтра. О российской тематике на Берлинале читайте в дальнейших репортажах.