Областные депутаты педалируют вопрос велодорожек
ЗакС готовит программу развития движения на двухколесном транспорте по региону
В начале марта депутаты регионального Законодательного собрания представят губернатору Александру Дрозденко проект развития велосипедного движения. По задумке парламентариев, дорожки будут проходить не только внутри городов, но и соединять между собой районы, и даже страны. Эксперты "Ъ" не уверены, что власти согласятся потратить миллиарды на обустройство федеральных трасс, но считают, что проект актуален для приграничных с Петербургом территорий. По подсчетам различных экспертов, прокладка путей для двухколесного транспорта от Петербурга до Финляндии может обойтись в 0,7-2,7 млрд рублей.
С идеей развития велосипедного движения в Ленобласти выступил ее инициатор — единоросс Александр Русских во время встречи Александра Дрозденко с народными избранниками. "Этот вопрос как никогда сейчас актуален для региона. Все чаще местные жители жалуются на отсутствие или низкое качество дорожной инфраструктуры для велосипедистов",— объяснил господин Русских.
По задумке Александра Русских, велодорожки будут находиться в районных центрах, между муниципалитетами, а также пролегать вдоль региональных и федеральных трасс, граничащих с Эстонией и Финляндией.
В комитете по дорожному хозяйству Ленобласти сообщили, что для строительства велодорожек необходимо будет выкупать землю, так как строить ее в полосе отвода нельзя. По подсчетам председателя комитета по дорожному хозяйству Ленобласти Юрия Запалатского, стоимость строительства одного километра велосипедной дорожки составит 10-12 млн рублей.
"Что-то вы посчитали крепко! Без велосипедов, чувствую, останемся",— прокомментировал это заявление Александр Дрозденко. Однако он также добавил, что проект разрабатывать надо, а когда будут конкретные цены и маршруты, губернатор рассмотрит вопрос о выделении финансирования на эти цели.
Александр Русских не согласен с подсчетами дорожного комитета. "Это цифра была сказана наобум. Пока областные председатели комитетов ровным счетом ничего не знают об особенностях развития велодвижения. Погонный метр дорожного полотна стоит в разы дешевле, даже с учетом нового строительства. Кроме того, мы рассчитываем, что затраты на строительство возьмет на себя не только областной бюджет, но и федеральный. Также средства можно привлекать за счет крупных инвесторов",— перечислил он.
К началу марта парламентарии Ленобласти вместе со специалистами, занимавшимися аналогичными проектами в Петербурге, обещают разработать презентацию, обосновывающую необходимость строительства велодорожек в Ленобласти. Документ включит в себя размер финансовых вложений, сроки реализации, маршруты. Следующим шагом, по планам Александра Русских, станет создание рабочей группы, куда войдут представители депутатов, профильных областных комитетов и коллег из Смольного. По подсчетам господина Русских, разработка концепции велодвижения обойдется региональному бюджету в 5-7 млн рублей.
Руководитель направления инвестиционного анализа и оценки ООО "Доверие Истейт" Антон Банин сообщил "Ъ", что, судя по недавно проведенным тендерам на устройство велодорожек в России, большинство из которых пришлось на Московскую область, средняя стоимость работ и материалов составила 3,5 млн рублей за погонный километр. Речь идет о госзакупках, заказчиками которых выступили муниципальные образования районов и регионов.
"Если мы говорим о встраивании данных велодорожек в существующую дорожную сеть Ленобласти, эта цифра условно применима для расчетов,— говорит Антон Банин.— Однако если говорить о внесении изменений в градостроительную документацию, о межевании и выкупе участков, расчистке территории, то эта стоимость может увеличиться примерно в 1,2-1,5 раза (до 4,2-5,25 млн рублей за погонный километр.— "Ъ") ". Таким образом, прокладка велодорожек от Петербурга до границы с Финляндией (около 200 км) может обойтись бюджету примерно в 0,82-10,5 млрд рублей.
Старший аналитик ИК "Фридом Финанс" Богдан Зварич считает, что строительство велодорожек прямо рядом с трассами, соединяющими областные центры, не имеет смысла, так как велосипедистам придется дышать выхлопными газами. "Оптимальным было бы прокладывание подобных маршрутов между трассами и лесополосой. Что же касается городских маршрутов, проектируемых в рамках региональных центров, то здесь прокладка вынужденно будет проходить по уже существующим улицам, что может снизить стоимость погонного метра велодорожек. В результате, на мой взгляд, именно проект создания веломаршрутов внутри крупных городов будет реализован",— предполагает Богдан Зварич.
По мнению генерального директора института территориального планирования "Урбаника" Антона Финогенова, строить велодорожки в Ленобласти уместнее всего на граничащих с Петербургом территориях. "Тогда они могут стать альтернативой общественному транспорту. Надо смотреть технико-экономическое обоснование, выделить наиболее очевидные маршруты и обязательно согласовать их как межрегиональный проект с Петербургом, чтобы дорожки не прервались на административной границе",— объяснил господин Финогенов.
Он также добавил, что наиболее перспективно проложить веломаршрут вдоль Таллинского шоссе от железнодорожных станций Лигово и Горелово, от Ленинградской улицы до станции метро "Улица Дыбенко", между поселком им. Тельмана и Колпино, от поселка Бугры до станции метро "Девяткино", а также от поселка Янино до проспекта Косыгина.
Что касается схемы финансирования проекта, то Антон Банин уверен, что схема ГЧП здесь неуместна. "Я очень сомневаюсь, что частным инвесторам это будет интересно с точки зрения окупаемости. Не верю в большой поток велосипедистов по региональным трассам, тем более если дорога будет платной. Поэтому с вероятностью 99,9% это будет государственный тендер",— поделился мнением эксперт.
Основатель общественного проекта "Велосипедизация Петербурга", советник вице-губернатора Игоря Албина по развитию велоинфраструктуры Дарья Табачникова сообщила, что в Северной столице о планах реализации такого проекта говорили еще в 2012 году, но приоритетным он был признан только в 2017 году. "Несколько лет мы пытались включить этот проект в государственные программы, и когда он был признан приоритетным, все сразу пошло намного быстрее. Идея с велодорожками в Ленобласти вполне реальна. Поначалу и в Петербурге был скепсис",— резюмировала Дарья Табачникова.