Экологический рейтинг ушел в леса
Зеленые оценили открытость целлюлозно-бумажных компаний
Компании «Тетра Пак» и Segezha Group возглавили первый рейтинг экологической открытости российских целлюлозно-бумажных компаний, представленный WWF России. Авторы говорят, что «открытость экологически значимой информации о деятельности компаний — залог повышения привлекательности российской продукции на международных рынках». В «Гринпис России» скептически оценивают такое ранжирование.
WWF России представила первый рейтинг экологической открытости российских целлюлозно-бумажных компаний.
Участники оценивались по трем критериям: экологическая эффективность производства, сырьевая база и экологический менеджмент.
При этом последний критерий также включал прозрачность деятельности компаний, в рамках сырьевой базы проводился анализ использования заготовителями сырья «сомнительного происхождения» и учитывалась доля вторсырья в обороте компании. Для оценки экологической эффективности проводился анализ использования энергии и водных ресурсов, объемов выбросов углекислого газа и сбросов сточных вод, утилизации твердых отходов.
«Основа экологической ответственности — достоверная и открытая информация,— поясняет директор по природоохранной политике WWF России Евгений Шварц.— Поэтому открытость экологически значимой информации о деятельности компаний — залог устойчивого развития экономики, минимизации негативного влияния компаний на окружающую среду и повышения привлекательности российской продукции на экологически чувствительных международных рынках».
Основой для отбора компаний стал рейтинг «Топ-50 крупнейших лесопромышленных компаний России» за 2016 год отраслевого журнала «Лесная индустрия». При этом согласие на участие в рейтинге дали не все, сообщают авторы исследования. В итоге ранжировались только десять компаний.
Лидерами в общем зачете стали АО «Тетра Пак», Segezha Group и ПАО «Бумажная фабрика "Коммунар"» (производитель различных видов бумаги и картона). Замыкает рейтинг компания ОАО «Селенгинский ЦКК» (Бурятия). АО «Тетра Пак» также лидирует в направлении экологического менеджмента и открытости. За ним следует АО «Архангельский ЦБК». По критерию использования сырья наибольшие баллы получили ПАО «Троицкая бумажная фабрика» и ОАО «Сыктывкар Тиссью Груп» (производитель средств личной гигиены под брендом Veiro). Самое «экологичное производство», по оценкам авторов исследования, у ЗАО «Элопак».
«Главная цель рейтинга — создать предпосылки к снижению нагрузки на окружающую среду и повышению эффективности использования лесных ресурсов, экологической и социальной ответственности и прозрачности целлюлозно-бумажных компаний лесного сектора России»,— говорят авторы исследования.
При этом, по мнению главы лесной программы «Гринпис России» Алексея Ярошенко, «рейтинг показывает не то, как компании обращаются с лесом и окружающей средой, а как умеют себя показать». «Например, очень многие целлюлозно-бумажные комбинаты основывают свою деятельность на рубках в природоохранных территориях, и это в отчетности, конечно, никто не отражает»,— добавляет он.