Разгрузочный день

«Сумма» готова выйти из НМТП

Группа «Сумма» Зиявудина Магомедова не исключает выхода из капитала Новороссийского морского торгового порта (НМТП), если приватизация госдоли опять отложится. «Транснефть», ранее собиравшаяся продать свой пакет (в целом более 35%), теперь готова при хорошей цене купить долю партнера, чтобы получить контроль. Но эксперты отмечают, что стивидорный бизнес все менее привлекателен из-за роста регуляторного давления и профицита мощностей.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

«Сумма» не исключает выхода из капитала НМТП при задержке приватизации госпакета, сообщил ТАСС владелец группы Зиявудин Магомедов. «С точки зрения стратегии мы сильно меняемся,— пояснил он,— ключевым элементом для нас является общая платформа для всех активов и мажоритарный пакет. Если государство в ближайшее время не будет приватизировать пакет, то, может быть, мы на это посмотрим иначе».

НМТП — крупнейший портовый холдинг РФ по грузообороту (143,5 млн тонн в 2017 году) с активами в Новороссийске, Приморске и Балтийске. 50,1% — у кипрской Novoport Holding Ltd. (паритетное СП «Суммы» и «Транснефти»), 20% — у Росимущества, 10,5% принадлежит «Транснефть-Сервису», 5,3% — ОАО РЖД.

Госпакет НМТП в 20% стоит в плане приватизации на 2017–2019 годы, организатор — Sberbank CIB. Приватизировать пакет в 2017 году не удалось, но, как говорил в конце года глава Минэкономики Максим Орешкин, вероятность его продажи в 2018 году есть. К пакету в разное время проявляли интерес РФПИ, DP World (ОАЭ), в октябре 2017 года готовность приобрести не менее приватизируемой доли подтверждал владелец ГК «Дело» Сергей Шишкарев. Гендиректор «Суммы» Лейла Мамедзаде в июне говорила «РИА Новости», что, если приватизация состоится в 2017 году, группа, «безо всякого сомнения, будет участвовать в ней». «Сумма» была готова рассмотреть и выкуп доли «Транснефти», которая в 2016 году заявляла о готовности расстаться с долей.

Но одновременная продажа пакетов Росимущества и «Транснефти» могла осложнить ситуацию. Как говорил в августе 2017 года замглавы Минтранса Виктор Олерский, министерство не видит подходящего покупателя, так как долю «Транснефти» и госдолю следует продать «одному отраслевому инвестору», что дорого. Год назад глава «Транснефти» Николай Токарев говорил, что покупкой обоих пакетов интересуются «три-четыре компании».

Заявление Зиявудина Магомедова прозвучало на фоне затруднений при формировании нового совета директоров НМТП. 7 февраля свои кандидатуры совету не представила Novoport. Как объясняли в «Сумме», это произошло из-за невыполнения поручения правительства о новом акционерном соглашении в СП. При этом на рынке активизировались слухи о выходе «Суммы» из НМТП с возможной продажей доли структурам Аркадия и Бориса Ротенбергов или петербургского бизнесмена Ильи Трабера. Представители господ Ротенбергов и «Суммы» опровергли “Ъ” информацию о переговорах, с представителями Ильи Трабера связаться не удалось. В ФАС “Ъ” пояснили, что ходатайств на покупку доли в НМТП не поступало.

«В целом, компания готова обсуждать условия, если поступит интересное по цене предложение»,— говорят в «Сумме» о продаже пакета в НМТП. В «Транснефти» не исключили интерес к сделке: если пакет будет предложен за приемлемую цену, говорят в компании, то монополия готова нарастить долю — как минимум потому, что контрольный пакет будет более ликвидным.

По мнению главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, выход «Суммы» из НМТП возможен, «так как есть более эффективные направления для инвестирования — в первую очередь госпакет (50% плюс 2 акции) в “Трансконтейнере”». В целом, считает эксперт, стивидорный бизнес постепенно становится менее привлекательным — как в связи с усилением регуляторного давления (ФАС требует от стивидоров перевести тарифы в рубли и выписывает многомиллиардные штрафы за завышение цен.— “Ъ”), так и из-за усиления конкуренции и снижения уровня загрузки мощностей.

Наталья Скорлыгина, Анастасия Веденеева, Анатолий Джумайло, Ольга Мордюшенко

Вся лента