ИНИОН переходит к дроблению ставок
Сотрудники академического института готовятся выступить против финансовых преобразований
Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН вновь оказался в центре скандала. Его сотрудники заявили “Ъ”, что руководство собирается перевести их на неполную ставку — это якобы должно помочь отчитаться перед ФАНО о выполнении «майских указов». Ученые готовят общее собрание коллектива, а директор ИНИОНа утверждает, что речь идет только о тех, кто «работает вполсилы». ФАНО не комментирует ситуацию, а руководители других научных институтов подтверждают, что дробление ставок стало негласной практикой, чтобы «выжить в условиях затянутых поясов».
О ситуации в ИНИОНе рассказала “Ъ” замдиректора института по научной работе Татьяна Пархалина. По ее словам, вчера на ученом совете врио директора Илья Зайцев предложил перевести научных сотрудников ИНИОНа на 0,3 ставки. «Якобы тогда у ФАНО и других чиновников будет иллюзия, что мы выполняем майские указы»,— пояснила она. Напомним, что, согласно одному из майских указов 2012 года, средняя зарплата научных работников должна к 2018 году достичь 200% от средней по региону. «Якобы ФАНО перевело недостаточно денег на зарплаты,— пересказала госпожа Пархалина выступление руководителя института.— Когда я спросила, есть ли распоряжение от ФАНО о сокращении ставок, ответили, что бумаги нет. Но, если мы этого не сделаем, агентство может принять репрессивные меры».
Госпожа Пархалина рассказала, что сейчас в институте 122 научных работника, их реальная средняя зарплата составляет 24 тыс. руб. «Начальник планового отдела сообщила совету, что перевод на 0,3 ставки дает увеличение зарплатного показателя до 150%,— сказала замдиректора.— При этом реальная нагрузка не изменится». По ее словам, врио директора обещал, что «после президентских выборов» всех снова вернут на полную ставку. «Но за последние три года у нас сменилось уже три врио. И вполне может случиться, что новый руководитель скажет: я вам ничего не обещал»,— переживает госпожа Пархалина. Ее слова подтвердили и другие участники совета, попросившие не называть их имен.
Коллектив о грядущих изменениях пока не известили, говорит замдиректора. Ученый совет предложил директору созвать общее собрание научных работников, однако тот ответил, что в здании института нет подходящего помещения. «Мы попросили руководителя профсоюза договориться с кем-то из братских институтов о том, чтобы они позволили собраться у них в зале»,— сказала Татьяна Пархалина.
Врио директора ИНИОНа Илья Зайцев поначалу не хотел комментировать ситуацию, называя ее внутренним делом института. Но позже все-таки заявил “Ъ”, что «некоторые сотрудники поняли информацию превратно». «Речь шла о том, что мы, безусловно, будем сокращать людей, потому что часть из них выполняет служебные обязанности не на уровне,— сказал он.— Есть объективные показатели, например количество научных статей, выполнение госзадания и т. д. Только тем, кто отстает, будет предложено перейти на 0,3 ставки». Господин Зайцев не смог сказать, скольких сотрудников ИНИОНа затронет сокращение ставок, но подчеркнул: «Если люди работают вполсилы, им надо и платить соответствующе». Также врио директора заявил: слова Татьяны Пархалиной о том, что он обещал перевести сотрудников снова на полную ставку после президентских выборов, «не соответствуют действительности».
В ФАНО вчера не стали комментировать ситуацию.
«Удивительно, что ИНИОН только сейчас столкнулся с подобной ситуацией, ведь академические институты уже несколько лет живут в режиме майских указов, затягивая пояса,— сказал “Ъ” директор Института физики высоких давлений РАН академик Вадим Бражкин.— Некоторые действительно решают поставленную задачу на бумаге — в том числе переводят сотрудников на неполную ставку». Он подчеркнул, что ФАНО проверяло выполнение «зарплатных» указов поквартально, «а с этого года уже ежемесячно». Так, в четвертом квартале 2017 года чиновники требовали обеспечить 180% от средней зарплаты по региону, рассказал директор института. «Но при этом и подкидывают денег, иногда даже с запасом»,— отдал должное ученый. В итоге, говорит он, в большинстве региональных институтов «ситуация с выполнением указов более или менее благополучная: там, где средняя зарплата 20 тыс., ученые и правда получают 40 тыс. А вот в Москве и Петербурге нужны большие деньги, поэтому здесь сложно».