Беспилотный автомобиль покорил Хамовники
Как эксперты оценивают эксперимент компании «Яндекс»
Компания «Яндекс» впервые испытала беспилотное такси на городских улицах. Автомобиль, который демонстрировали Владимиру Путину как одну из самых перспективных разработок, прокатился по району Хамовники, где находится главный офис компании. Какое впечатление заезд оставил у специалистов? И насколько конкурентоспособна новинка? Об этом — Иван Якунин.
Компания опубликовала видеоролик, который был снят из салона автомобиля. Система пилотировалась автоматически, но за рулем, ни к чему не прикасаясь, все-таки сидел водитель — видимо, на всякий случай.
Компания довольно быстро смогла исправить неполадки, считает главный редактор портала «За рулем» Артур Саруханов: «Мне в глаза бросилось несколько нервозное поведение руля — видно, что электроника пока еще судорожно пытается соображать. Не хватает трафика на дороге, большой планшет скрыт, к сожалению, поэтому сложно оценить прочие параметры поездки. Я пару месяцев назад видел этот самый автомобиль на площадке компании "Яндекс", и тогда он явно не мог сориентироваться в пространстве. И сейчас это, конечно, уже другой продукт».
Американские конкуренты компании «Яндекс» уже запустили полностью автономный сервис такси, который действует в Финиксе с декабря прошлого года и, судя по всему, удачно. Так, компания Waymo хочет пополнить таксопарк новыми авто, которым не нужен водитель.
Известно, что на рынке уже есть беспилотный гоночный болид и разрабатывается беспилотный танк. Это сейчас главный тренд, признает главный редактор портала «Авто Mail.ru» Денис Смольянов: «Развитием беспилотников сейчас занимаются все крупные лидеры индустрии — Mercedes-Benz, BMW, Audi и так далее. В Китае очень активно вкладывают деньги в развитие высоких технологий.
Я, например, видел автомобиль от компании Volkswagen, который действительно не похож на привычный нам автомобиль.
Это, скорее, беседка, где нет ни руля, ни педалей, а просто установлены удобные кресла и телевизоры и есть возможность выхода в интернет».
Эксперты спорят, когда беспилотное такси появится в России. Одни говорят, что будущее наступит уже скоро. Другие — что этому не бывать, пока не появится соответствующее законодательство. Так считает и президент Московского транспортного союза Юрий Свешников: «Нужно решить много внести вопросов, касающихся структуры дорожной сети. Конечно, необходимо и соответствующее законодательство. В частности, сразу возникает вопрос о том, кто будет нести ответственность в случае аварии. Возьмем такой пример — такси везет пассажира, и тут перед автомобилем на дорогу в неположенном месте выходит дама с ребенком, и одновременно по "зебре" идет бабушка. Вот искусственный интеллект должен выбрать из трех вариантов — врезаться в какое-то ограждение, в результате чего может пострадать пассажир; либо наехать на женщину с ребенком; либо — на бабушку».
У внедрения беспилотных такси есть и противники. Как подсчитали в Колумбийском университете, их внедрение снизит количество машин на дорогах на 99%, что, естественно, не понравится автопроизводителям. К тому же, это приведет к безработице: в сфере обслуживания ТС работают до 100 млн человек.
В августе прошлого года премьер-министр Дмитрий Медведев поручил разработать условия для использования беспилотных автомобилей в России. В том же месяце стало известно, что в Москве открылась трасса для тестирования беспилотного транспорта.