Футбол зарядит каршеринг
На Кубани к ЧМ-2018 запускается проект поминутной оплаты электрокаров
Каршеринговая компания «Делимобиль» и концерн «Радиоэлектронные технологии» намерены создать на Кубани сеть зарядных станций для электромобилей и каршеринговый сервис на их базе. Количество «зарядок» в регионе на первоначальном этапе составит десять штук, количество электрокаров — 50. По информации „Ъ“, проект связан с подготовкой к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Компании объем вложений в проект не называют. Эксперты оценивают размер инвестиций от 45 до 150 млн руб. и отмечают, что создание сети зарядных станций может стимулировать развитие экологически чистого транспорта.
Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ, дочерняя компания «Ростеха»), администрация края и каршеринговая компания «Делимобиль» подписали на Российском инвестфоруме в Сочи соглашение о запуске в регионе каршерингового проекта на базе электрокаров. По нему КРЭТ развернет в крае сеть зарядных станций «Фора», а «Делимобиль» обеспечит до 50 автомобилей Renault Twizy.
Как рассказал „Ъ“ замгенерального директора КРЭТ Максим Моторин, на первоначальном этапе планируется установка десяти станций. «Выделение земель и подключение к сетям — непростой процесс, однако мы надеемся, что сможем запуститься к ЧМ по футболу»,— говорит господин Моторин. Объем инвестиций в КРЭТ не называют, где конкретно будут расположены «зарядки», не уточняют, отмечая, что места для них определят региональные власти совместно с «Делимобилем». Сервис направлен прежде всего на обслуживание Сочи.
Кубанский проект — начало программы по созданию инфраструктуры электрозарядных станций в России, старт которой приурочен к ЧМ по футболу, говорит господин Моторин. «В этом году планируется выпустить около 600 станций, что позволит закрыть потребности проекта не только в Краснодарском крае, но и в других регионах»,— сказал он. По словам заместителя генерального директора «Ростеха» Дмитрия Леликова, сегодня оборудование тестируется в разных климатических зонах: в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Тюмени, Сургуте, которые планируется присоединить к программе вслед за Краснодарским краем. В 2016 году в «Ростехе» оценивали себестоимость одной станции «Фора» в 300 тыс. руб. В компании «Делимобиль» вчера проект каршеринга в Краснодарском крае не комментировали.
Инвестиционный консультант представителя АО «Финам» в Краснодаре Антон Рязанцев подчеркивает, что Сочи — удачный выбор для подобных проектов: «Тут есть „зеленые зоны“, где эксплуатация машин с двигателями внутреннего сгорания должна быть запрещена. В курортный сезон всегда наплыв туристов, в том числе „продвинутых“ из столичного региона. И на ЧМ-2018 ожидается большое количество иностранных болельщиков, которые помогут дать проекту старт». Он также добавляет, что в России парк электрокаров в прошлом году перевалил первую тысячу единиц, причем более трети сосредоточено в столичном регионе.
В декабре 2017 года в Сочи заработал сервис каршеринга YouDrive, ранее представленный на рынке Москвы и Санкт-Петербурга. Компания намерена вложить в проект 100 млн руб. в первые полгода. Стоимость аренды — 16 руб. за минуту движения. На вопрос „Ъ“ о возможной конкуренции с «Делимобилем» генеральный директор YouDrive Борис Голиков ответил: «Рынок каршеринга в Сочи только начинает развиваться, поэтому мы уверены, что на данном этапе места хватит для всех». Партнер практики «Стратегическая и операционная эффективность» АО «НЭО Центр» Александр Ракша добавляет, что в перспективе одного-двух лет ожидается выход в регион и других каршеринговых сервисов, что приведет к обострению конкуренции и снижению тарифов.
Господин Ракша оценил бюджет стартового проекта на Кубани в пределах 40–60 млн руб., исходя из оценки стоимости лизинговых автомобилей, дополнительного оборудования, строительства ЭЗС, страховок и т. п. Старший аналитик ИК «Фридом Финанс» Богдан Зварич назвал сумму в 55 млн руб., отметив, что это вложения в авто и станции: «Оценить же подключение, выделение земли и т. д. достаточно сложно. Это зависит, в частности, от места расположения зарядных устройств и некоторых других параметров». По мнению господина Рязанцева, инвестиции могут составить до 150 млн руб.
Первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал отмечает, что большую популярность каршеринг имеет пока лишь в двух городах России: Москве и Санкт-Петербурге. При этом, к примеру, цена сервиса YouDrive в Сочи (16 руб. за минуту поездки) вдвое выше, чем в столице. По мнению господина Сигала, проекты каршеринговых услуг на базе электромобилей направлены на обслуживание в основном иностранных гостей ЧМ-2018. «Именно в даты ЧМ эти проекты будут иметь успех. Что будет с ними дальше, будет зависеть от ценовой политики и от успеха рекламной кампании данной услуги»,— отметил господин Сигал.
Богдан Зварич из ИК «Фридом Финанс» отмечает, что подобные проекты стимулируют развитие инфраструктуры для электрокаров и это может привести к увеличению их количества. Александр Ракша из «НЭО Центра» считает, что ключевым ограничением для бурного роста является недостаток продукции и технологий российского производства. «Однако в ходе подобных проектов могут быть наработаны компетенции, и в перспективе трех-пяти лет в России может появиться собственный крупный производитель и интегратор подобных решений»,— говорит он.