В детсаду не поняли эффективный контракт
Эксперты призвали изменить систему оплаты труда дошкольных педагогов
Минобрнауки необходимо пересмотреть действующую систему денежного стимулирования воспитателей детских садов. С такой рекомендацией выступили эксперты Высшей школы экономики, которые проанализировали применение так называемого эффективного контракта (постепенно вводится в государственных учреждениях с 2012 года) и пришли к выводу, что система не столько поощряет лучших работников, сколько работает как компенсация за низкий уровень оплаты труда в предшествующие годы. По данным Минтруда России, переход на эффективный контракт в отрасли осуществлен на 96,4%, но исследователи отмечают, что ни работники, ни местные власти до сих пор не понимают, что это такое.
За пять лет действия системы эффективного контракта в дошкольном образовании у местных властей и работников детских садов так и не появилось полного понимания, что это такое, считают авторы исследования, выполненного Институтом образования НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ). Анализ основан на данных мониторинга экономики образования в 2016/17 учебном году (опрошено 3887 человек из всех регионов России). Исследование проводится с 2002 года по поручению Минобрнауки РФ. Согласно действующему законодательству, под эффективным контрактом понимается договор с работником, в котором конкретизированы его обязанности, условия оплаты, показатели и критерии оценки эффективности деятельности. В зависимости от этого назначаются стимулирующие выплаты и меры соцподдержки. По данным Минтруда России, переход на эффективный контракт в отрасли осуществлен на 96,4%. Эксперты указывают, что введение такого контракта в 2012 году совпало с кардинальными переменами во всей системе оплаты труда в образовании: расходы дошкольных учреждений на эти цели выросли с 2010 по 2014 год вдвое — с 204,5 млрд до 437,8 млрд руб. «Изначально эффективный контракт понимался как привязка оплаты к результату работы, но четких критериев нормативы не предложили. Примерно половина субъектов РФ не предложила своих критериев эффективности, а пользуется обобщенными формулировками из трудового законодательства — “за интенсивность работы”, “за стаж”»,— отмечают авторы исследования.
«Чаще всего это готовы понимать лишь как красивый синоним общего и в чем-то уравнительного роста зарплат»,— считает директор Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин. По его словам, одна из проблем в том, что критерии эффективности труда педагогов в системе дошкольного образования в принципе размыты. Здесь нет системы баллов, экзаменов, ЕГЭ, благодаря которым государство может судить об эффективности учителей. Вместо этого — коллективный труд, в рамках которого непросто разделить образование, воспитание и уход за детьми, обязанности воспитателя и младшего воспитателя.
«Де-факто рост зарплат в регионах и муниципалитетах был воспринят как мера социального характера, имеющая отношение ко всем педагогическим работникам, как своего рода компенсация за низкий уровень оплаты труда в предыдущие годы. Замысел-то как раз был в том, чтобы повысить доход наиболее результативных работников, сделать это платой за качество, а не за объем работ»,— сказала “Ъ” профессор Института образования Ирина Абанкина.
Согласно полученным данным, эффективный контракт «наряду с другими шагами государства» действительно позволил улучшить социальную ситуацию в секторе дошкольного образования: ежемесячные доходы воспитателей постепенно растут (только в 2017 году в муниципальных детских садах они выросли на 9% и на 15% — в частном секторе). Таким образом, заработная плата воспитателя в госучреждении составляет в среднем по стране 19 842 руб., а в частном — 21 026 руб. Однако, как сообщал “Ъ”, зарплаты педагогов растут вместе с нагрузкой.
Кроме того, обнаружился еще один барьер на пути внедрения критериев эффективности, рассказывает Ирина Абанкина: «Выяснилось, что крупные детсады могут устанавливать более высокие стимулирующие выплаты по сравнению с небольшими организациями: чем больше воспитанников, тем выше фонд оплаты труда. Но масштаб детского сада никак не связан с эффективностью работы его сотрудников». Госпожа Абанкина предлагает «пересмотреть систему эффективного контракта, чтобы ввести различия для крупных и маленьких детских садов». По ее словам, среди возможных уточненных вариантов критериев эффективности — развитие материально-предметной среды (например, доступность учебных и спортивных материалов), доступность педагогов, безопасность и взаимодействие с родителями.
В Министерстве образования и науки РФ указали, что развитие системы образования и увеличение заработной платы работникам дошкольных образовательных организаций относятся к компетенции регионального и местного уровней: «Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера для всех категорий работников учреждений определяются организацией самостоятельно с учетом мнения представительного органа работников». В пресс-службе ведомства подчеркнули, что разработка показателей и критериев эффективности работы осуществляется с учетом «объективности, предсказуемости, адекватности, своевременности и прозрачности». Минобрнауки совместно с Общероссийским профсоюзом работников народного образования и науки РФ разработали и направили в регионы методические рекомендации по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций, которые также могут быть использованы детскими садами. Согласно документу, «правила определения вознаграждения должны быть понятны каждому работнику».
«Нужно не просто конкретизировать, что такое эффективный контракт, но и увидеть значимые перспективы его применения, например в сфере кадровой политики»,— настаивают эксперты Института образования НИУ ВШЭ. По информации “Ъ”, их рекомендации уже переданы в Минобрнауки.