Бизнес не терпит нелояльности
Как увольняют «ненужных» сотрудников
Amazon выплатит недовольным сотрудникам денежную компенсацию, если те добровольно покинут компанию. Таким нестандартным образом онлайн-ритейлер решил избавиться от нелояльных работников и мотивировать тем самым оставшихся. Сколько стоит нелояльный персонал? И как решают этот вопрос в России? Выясняла Аэлита Курмукова.
Согласно данным ВЦИОМ, только 12% россиян недовольны своим местом работы; результаты опроса фонда «Общественное мнение» показывают, что таких в стране четверть. И чаще всего недовольство вызвано размером оклада — зарплата не устраивает 61% респондентов. А вот сменить работодателя хотят почти 20% россиян — именно их кризис-менеджеры советуют увольнять в первую очередь. Такой персонал разрушает компанию, говорит генеральный директор Jet Transfer Александр Евдокимов:
«Каждый третий, я думаю, недоволен тем, что происходит. И не потому что он плохой — рынок такой стал во всех сферах, объемы у всех упали. И люди, которые раньше делали какой-то объем, сейчас вынуждены делать меньше, потому что больше просто нет. Люди становятся автоматически чуть-чуть не нужными. А как с ними поступать — это индивидуально. Мы просто увольняем и все. Каким-то образом нужно подвести к тому, чтобы человек сам захотел уйти, если он действительно не приносит никакой пользы — он же тоже это видит. Конечно, какие-то более серьезные публичные компании, наверное, чтобы избежать каких-то скандалов, что-то платят. Но я думаю, малый бизнес или средний обходятся просто обычным увольнением без компенсаций».
Amazon оценил нелояльный персонал в $5 тыс. — это максимум, который ритейлер пообещал выплатить недовольным сотрудникам, соглавшимся уволиться. «Мы считаем, что оставаться в компании, в которой вам не нравится, — вредно и для вас, и для компании», — пояснила пресс-секретарь Amazon Эшли Робинсон.
Программа поощрения распространяется на работников складов и центров обслуживания клиентов в США. Выбравшие компенсацию сотрудники соглашаются больше никогда не работать на Amazon, пишет издание The Atlantic. Некоторые эксперты предположили, что за таким шагом стоит стандартное сокращение. Но, как пояснила представитель компании, эта программа рассчитана исключительно на тех, кто сам захочет уйти.
В России если и есть такие желающие, платить им никто не будет, считает управляющий партнер Transearch International Станислав Алексеев:
«Нелояльность легальными способами, на самом деле, достаточно сложно проверить. Тем и хорош денежный способ — за счет жадности попытаться самых нелояльных выявить. Все российские компании к сокращению сотрудников относятся менее трепетно, чем международные компании — нет профсоюзного движения, у нас, в принципе, и государство всем дает пример, как надо действовать в связи с утратой доверия, например. В общем, никого никакие трудовые кодексы не беспокоят».
Нелояльных сотрудников в России принято увольнять по соглашению сторон. И платить в этом случае необязательно, если только этот пункт не прописан в контракте. Чтобы сокращение прошло без скандала, работодатель может выплатить компенсацию в размере от трех до шести окладов и избежать судебных разбирательств.
Нередко вопрос стоит жестче — выгнать и ничего не платить, резюмирует директор московского офиса компании Tax Consulting U.K. Эдуард Савуляк:
«Такой человек заражает окружающих. Кто-то сидит вместе с ним, чай пьет и поддакивает. Я думаю, надо просто как можно скорее с такими людьми расставаться. Заплатить хоть копейку сверху — принципиально нет. Поэтому здесь я бы, видимо, больше даже сравнил практику бракоразводных процессов за границей и у нас в России, когда у нас даже очень богатые люди готовы принципиально выглядеть идиотами, в том числе и в СМИ — показать, что он зарабатывает 10 тысяч рублей для того, чтобы ни копеечки обидевшая его жена не получила. Вот с сотрудниками перешли на тот же самый разговор».
Своим руководством, согласно результатам соцопросов, недовольны 15% россиян. При этом, по данным ВЦИОМ, идеальный портрет начальника глазами респондентов — зрелый креативный мужчина, желательно той же национальности, что и его подчиненные. Более половины опрошенных хотят видеть руководителя строгим, и лишь четверть — мягким.