Миротворцы в Донбассе не согласуются
В ООН не могут прийти к компромиссу по условиям начала миссии на востоке Украины
С начала года власти Украины возобновили обсуждение миротворческой миссии ООН в Донбассе, однако на этой неделе стало понятно: решить вопрос в ближайшее время не удастся. Киев и Москва придерживаются противоположных позиций относительно того, стоит ли привлекать к обсуждению самопровозглашенные Донецкую и Луганскую народные республики (ДНР и ЛНР). Москва называет их участие в переговорах обязательным условием для начала миссии. Киев, в свою очередь, не собирается учитывать мнение непризнанных республик. Ситуация осложняется тем, что ряд американских политиков считают необходимым исключить из переговоров не ДНР и ЛНР, а Россию.
Киев не будет согласовывать с самопровозглашенными ДНР и ЛНР миссию ООН на востоке Украины, заявил вечером 19 февраля заместитель главы администрации президента Украины Константин Елисеев, объяснив это тем, что власти страны «считают эти территории оккупированными». Он подчеркнул, что главное в вопросе ввода миротворцев — согласие Украины, а мнение «каких-то отдельных бандформирований» учитывать не стоит.
Заявление господина Елисеева стало ответом на высказанное в тот же день мнение российской стороны о вводе миротворцев в Донбасс. 19 февраля пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сказал, что формат, состав и цели размещения миссии ООН в Донбассе нужно согласовывать с представителями ДНР и ЛНР. «И в данном случае недостаточно иметь только диалог между Москвой и Киевом»,— заключил он. Таким образом господин Песков подтвердил: позиция России не поменялась с того момента, когда в декабре 2017 года президент страны Владимир Путин подчеркнул необходимость заключить соглашение между Киевом и непризнанными республиками.
Еще одним поводом для разногласий стало участие в миссии белорусских миротворцев. 18 февраля президент Белоруссии Александр Лукашенко выразил готовность ввести десять тысяч человек в Донбасс и разместить их там, где это потребуется. «Мы заинтересованы в том, чтобы этот конфликт или война, не знаю, кто как это называется, чтобы это все быстрее закончилось, прекратилось»,— сказал господин Лукашенко.
Однако у украинской стороны белорусская инициатива не вызвала энтузиазма. Заместитель главы МИД Украины Елена Зеркаль вечером 19 февраля заявила, что Белоруссия не может принимать участие в миротворческой миссии из-за членства в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Россия в ответ на выступление госпожи Зеркаль высказала мнение, что Белоруссия имеет полное право на ввод миротворцев в составе миссии ООН. «ОДКБ — это коллективный договор стран, которые защищают безопасность своих границ, а не агрессивная направленность, которую несет НАТО... Украина неправильно трактует данные формулировки»,— пояснил зампред комитета Госдумы по делам СНГ, европейской интеграции и связям с соотечественниками Виктор Водолацкий. Он отметил, что Украина, наоборот, «должна поддержать это решение, учитывая, что (президент Украины.— “Ъ”) Порошенко неоднократно встречался с президентом Белоруссии Лукашенко и обсуждал вопрос мирного разрешения этой ситуации».
Напомним, именно Россия в сентябре 2017 года впервые высказала идею ввода миротворцев на восток Украины. Изначально с инициативой выступил Владимир Путин на пресс-конференции по итогам саммита БРИКС в китайском городе Сямэнь. Он отметил, что миротворцы ООН могут появиться в Донбассе — при условии, что их задачей будет обеспечение безопасности мониторинговой миссии ОБСЕ. В том же месяце Россия внесла в ООН проект резолюции о вводе миротворцев в регион.
Европейские политики считают начало миротворческой миссии первым шагом к постепенной отмене санкций в отношении России.
В частности, на Мюнхенской конференции по безопасности об этом говорил глава МИД Германии Зигмар Габриэль. Впрочем, собеседник “Ъ”, представляющий структуры ЕС, заметил, что подобное заявление «не в полной мере отражает мнение Брюсселя». Так, важным для ЕС остается вопрос о том, где будет размещен миротворческий контингент: только на линии разграничения противоборствующих сторон (за что выступает Москва) или еще и на границе между Украиной и Россией.
Сразу по окончании Мюнхенской конференции американские политики стали высказывать сомнения, что с Москвой вообще стоит вести переговоры по теме миссии ООН в Донбассе, сообщает газета The Wall Street Journal. По данным издания, ряд чиновников в США считают, что «Вашингтон движется в направлении ловушки», потому что в действительности Россия «не заинтересована в урегулировании конфликта на Украине», и «наличие миротворческого контингента может непроизвольно привести к укреплению контроля России над Восточной Украиной, а не к прекращению конфликта», говорится в статье.
Если страны-члены ООН не придут к соглашению в ближайшие месяцы, ввести миротворцев в 2018 году не удастся. «ООН на развертывание миссии, и это достаточно масштабная миссия, потребуется 6–10 месяцев как минимум. Не исключено, даже больше»,— заявил министр иностранных дел Украины Павел Климкин в эфире украинского телеканала ICTV. «Важно, чтобы это происходило так, чтобы Россия это не могла заморозить на каком-то этапе и использовать это для давления на нас и на Запад»,— заключил он.
В чем расходятся Украина и Россия по поводу ввода миротворцев в Донбасс
России и Украине не удается сблизить позиции по вопросу отправки в Донбасс миротворческой миссии. Это стало ясно в сентябре 2017 года по итогам заседания Совбеза ООН, посвященного реформированию миротворчества. Президент Украины Петр Порошенко напомнил, что Киев с 2015 года зазывает «голубые каски» в Донбасс, но подчеркнул: их миссия не будет эффективной без «выведения из региона иностранных контингентов» и установления международного контроля над российско-украинской границей. Глава МИД РФ Сергей Лавров в ответ обвинил украинские власти в «увиливании» от реализации минских договоренностей.