Говорят и показывают кандидаты
Агитационные ролики вышли на экраны
Кандидаты в президенты России выпустили свои первые агитационные ролики. Кандидат от КПРФ демонстрирует свой Совхоз имени Ленина, Ксения Собчак («Гражданская инициатива») выступает на митингах и пикетах. Фамилия Владимира Путина в роликах со слоганом «Сильный президент — сильная Россия» не произносится. Владимир Жириновский (ЛДПР) обещает избирателям бесплатное жилье, а кандидат от «Коммунистов России» Максим Сурайкин — минимальную зарплату в 70 тыс. руб.
«Людям с крепким характером удалось сохранить в России островки социализма. Такими бы были города и села, если бы страну не предали в 1990-е» — так начинается агитационное видео кандидата от КПРФ Павла Грудинина. В нем с высоты птичьего полета показаны летние кадры Совхоза имени Ленина, которым руководит кандидат. «Смогли обустроить свою жизнь труженики совхоза»,— сообщает голос за кадром, добавляя, что работники получают беспроцентные ссуды на жилье, медицинское обслуживание, а их дети посещают детский сад и школу. Павел Грудинин появляется в кадре в самом конце ролика, и несведущему зрителю может быть не понятно, какое отношение он имеет к совхозу. «Президент, которого ждет Россия» — таким лозунгом завершается ролик.
Агитация Ксении Собчак сделана из нарезки ее выступлений на митингах на проспекте Сахарова (во время протестов против фальсификаций на думских выборах в 2011 году) и более свежих собраний сторонников. «Нет интересов государства — есть интересы людей. Правда, свобода, образование, честные выборы, независимый суд, вклад людей — вот что приведет нас к миру и процветанию»,— говорит она за кадром. В другом ролике госпожа Собчак заявляет: «Путь свободы непрост, прошу пройти его вместе со мной».
В роликах Бориса Титова избирателям сообщается, что «с 2011 года количество рабочих мест сократилось на 11,6 млн» (в одном видео), «число бедных достигло 20,3 млн человек». Далее следует текст на экране: «Власть считает, что действует в экономике правильно. 83% считают, что нужны перемены». «А что Титов?» — загадочно вопрошает голос за кадром. Ответа не дается.
Владимир Жириновский в своей агитации обещает, что государство будет устанавливать цены на продукты питания, отменит экзамены, а «принимать всех на первый курс вузов будет бесплатно», предоставит доступное жилье.
Ролики Григория Явлинского достаточно длинные. Все они уже давно были опубликованы партией «Яблоко» в YouTube, на выборах в Госдуму (политик сидит на стуле и перебирает листки бумаги с фразами) либо накануне президентской кампании. Кандидат говорит о талантах русского народа.
На фигуре кандидата сделан акцент и в видеоагитации выдвиженца Российского общенародного союза Сергея Бабурина — он говорит о «русском выборе» и справедливости.
Фамилия Владимира Путина в агитационных роликах «Сильный президент — сильная Россия» не упоминается. В одном из них действующий президент появляется на секунду: он выходит из самолета. Фоном к словам диктора о «защите страны и ее граждан» служат кадры с летящими самолетами и идущим авианосцем. В другом ролике голос за кадром задает вопрос: «Дела или обещания, слова или решения?» «Наша совместная работа, воля, энергия, ответственность за настоящее и будущее России — самая надежная гарантия ее достойного, прорывного и необратимого развития»,— звучит за кадром голос Владимира Путина.
Политолог Константин Калачев полагает, что «качество видеорекламы у всех кандидатов оставляет желать лучшего». «Ролики Путина традиционны. Качество удовлетворительное, но не цепляют. На фоне остальных выглядят солидно, но это проблема остальных»,— считает эксперт “Ъ”.
«Все ролики сделаны на уровне подмосковного телеканала,— считает режиссер клипов Евгений Курицын.— Когда Явлинский сидит за столом и что-то говорит, это ни на кого не производит впечатления и скорее даже вызывает отсутствие доверия». По его словам, люди ищут "хук" в роликах, особый подход, но в итоге они не отличаются качественно друг от друга. «Люди уже привыкли к современному телевидению, а эти ролики нас отбрасывают на 15–20 лет назад»,— заключает клипмейкер.
По мнению политтехнолога Руслана Модина, «видеоролики абсолютно всех кандидатов не являются, откровенно говоря, произведением политтехнологического искусства». «Драматургия сюжетов практически всей политической видеопродукции говорит нам о неконкурентности выборов»,— подчеркивает он. Впрочем, он находит в видео и положительные черты. «Например, ролик Грудинина показывает нам не образ кандидата, так как у того почти не было с момента старта кампании драйверов роста, а показывает светлое будущее, попадают в ожидания ядерного коммунистического электората. Ролики Жириновского традиционно решают задачу присутствия в информационном пространстве кампании. Точно такую же задачу решали баннеры ЛДПР на предыдущих думских выборах. Их ядерному электорату не нужен месседж ввиду их маргинальности, им необходим популизм и эффект присутствия»,— приводит примеры он.
Эксперт также обращает внимание, что в роликах Ксении Собчак «нет месседжа против всех». «В этом смысле есть что-то общее между задачами, которые решают ролики Сурайкина и Собчак. Оба они нацелены на преодоление трехпроцентного барьера. В этом случае при явке, предположим, в 60% их партии получат единоразовое госфинансирование из расчета 20 руб. за голос, то есть минимум по 35 млн руб.»,— заключает господин Модин.