Игорь Макаров займется вагонами
Бывший владелец «Итеры» может стать контролирующим акционером УВЗЛ
Как выяснил “Ъ”, структуры, близкие к сыну генпрокурора РФ Юрия Чайки Артему, и экс-владелец газовой группы «Итера» Игорь Макаров могут совместно владеть крупным железнодорожным оператором «УВЗ-Логистик» (УВЗЛ). В январе совет директоров УВЗ и ФАС согласовали продажу этой компании АО «Инвест-логистика» господина Чайки. Но теперь ФАС одобрила ходатайство от структуры группы «Арети» Игоря Макарова по покупке 75% в «Инвест-логистике».
ФАС согласовала ходатайство ООО «Зерновая компания "Арети"» о покупке 75% акций АО «Инвест-логистика», говорится на сайте службы. Как сообщал “Ъ”, АО «Инвест-логистика», близкое к сыну генпрокурора РФ Юрия Чайки Артему, в январе начало процесс покупки у УВЗ крупного железнодорожного оператора «УВЗ-Логистик» (сделка была одобрена ФАС и советом директоров УВЗ, о закрытии не сообщалось). По словам источника “Ъ”, близкого к группе «Арети», зерновая компания «Арети» входит в группу. В «Арети» отказались от комментариев. С представителями Артема Чайки связаться не удалось.
Согласно Kartoteka.ru, «Инвест-логистикой» через ЗАО «СЕТ-Холдинг» и ЗАО «Априори инвест» владеет Александр Самусев, с 2015 года возглавляющий Первую нерудную компанию (ПНК, через ООО УК ПНК принадлежит сыну генпрокурора РФ Юрия Чайки Артему). С июня 2017 года господин Самусев также стал и гендиректором УВЗЛ.
УВЗЛ владеет 37,8 тыс. вагонов, в том числе 27,5 тыс. полувагонов (из них 6,1 тыс. инновационные) и около 10 тыс. цистерн.
По условиям сделки «Инвест-логистики» и УВЗ покупатель УВЗЛ должен будет погасить весь объем долгов и поручительств на примерно 120 млрд руб. За счет каких средств это будет сделано, стороны не сообщали.
В 2000-х годах Игорь Макаров владел крупнейшим после «Газпрома» производителем газа в России «Итерой», которая в 2013 году была приобретена «Роснефтью». Сумма сделки формально составляла $3 млрд, хотя, по данным “Ъ”, господин Макаров мог получить ее не полностью. До 2017 года бизнесмен не совершал крупных покупок (созданная им «Арети» в основном занималась трейдинговыми операциями), но в конце прошлого года купил 50% в группе New Stream Дмитрия Мазурова, которая владеет Антипинским и Марийским НПЗ, а также 25% в Афипском НПЗ. В конце ноября «Совфрахт» подал иск к структурам New Stream за долги НПЗ, запретив использовать вагоны транспортной группы. В результате «Совфрахт» взыскал со структур New Stream 284 млн руб. Продолжается ли сотрудничество этих компаний, неизвестно, но не исключено, что New Stream сможет использовать вагоны УВЗЛ в случае покупки дружественной группой «Арети» транспортного актива.
Сейчас в силу высокого спроса со стороны угольщиков доходность оперирования полувагонами очень высока, с 2016 года она выросла более чем вдвое, до 1,5 тыс. руб. за вагон в сутки. Что касается менее динамичного рынка цистерн, где грузовая база постоянно падает из-за ухода нефтяных грузов в трубу, он тоже подает признаки восстановления, причем, как ранее говорили “Ъ” эксперты, принципиальное значение для рентабельности бизнеса имеет контроль над крупной долей рынка цистерн (10 тыс. цистерн УВЗЛ — это около 5,5% рынка).
Как распределяются грузопотоки
Как выяснил “Ъ”, правительство вернулось к идее разработки транспортно-экономического баланса, которого год назад требовали железнодорожные операторы. Теперь Минтранс разделит грузопотоки между разными видами транспорта, что должно разрешить конфликты вокруг перевозки нефтепродуктов. Эти споры недавно вышли на уровень президента: владелец UCL Владимир Лисин публично жаловался на скидки ОАО РЖД, лишающие речников выгодных грузов.