Дворы расчистят от машин
В Татарстане вернули штрафы за парковку на газонах и детских площадках
Власти Татарстана вернули штрафы за парковку на газонах, детских площадках и на «хозяйственных» территориях во дворах: закон сразу в трех чтениях был принят вчера депутатами республики. В прошлом году уже существовавшая практика казанских чиновников собирать с водителей штрафы была признана судами незаконной. В Госсовете Татарстана заявляют, что новые правила вводятся в связи с предстоящим чемпионатом мира по футболу, чтобы «изменить менталитет» водителей, и обещают разработать программу «по расширению парковочных мест». В Федерации автовладельцев России (ФАР) считают нелогичным, что чиновники решили сначала «наказывать, а потом подумать, что делать с парковками». Общественники не исключают, что новый закон может быть оспорен в суде.
Вчера Госсовет Татарстана принял закон, который позволит чиновникам Казани и других муниципалитетов республики наказывать водителей за неправильную парковку во дворах. Законом вводится новая ст. 3.17 КоАП РТ «Размещение транспортных средств на озелененных территориях, на детских и спортивных площадках, площадках для выгула животных, а также хозяйственных площадках, расположенных на придомовой территории». Для физических лиц штраф составит от 2 тыс. до 3,5 тыс. руб., для должностных лиц — от 5 тыс. до 20 тыс. руб. Юридических лиц будут наказывать сразу на 50–100 тыс. руб. Штрафы будут взимать административные комиссии муниципалитетов.
Подобная практика в Казани существовала и ранее. Однако в январе 2017 года Верховный суд Татарстана признал недействующими пункты Правил благоустройства Казани, которые запрещали «парковать и хранить транспортные средства на детских площадках, газонах, территориях с зелеными насаждениями», а также «передвигаться на транспортных средствах и ставить их на газонах и цветниках вне зависимости от времени года». Штрафы начинались от 2 тыс. руб. для физических лиц, для юрлиц доходили до 1 млн руб. Иск при поддержке ФАР подавал один из водителей Казани. В ФАР посчитали, что применение правил в данном случае нарушает права автовладельца, поскольку наказание за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств уже предусмотрено КоАП РФ. В мае решение татарстанского суда утвердил Верховный суд РФ. Аналогичные местные акты были отменены и в других субъектах РФ. Сейчас на рассмотрении Госдумы находится законопроект, который может узаконить практику наказания автомобилистов за стоянку машин на газонах, но пока он не принят.
На заседании Госсовета глава парламентского комитета по законности и правопорядку Рафил Нугуманов заверил, что новый закон Татарстана «устраняет правовой пробел». Он напомнил, что в конце прошлого года аналогичную норму КоАП Москвы Верховный суд РФ признал законной. По словам депутата, контролировать соблюдение правил благоустройства местным властям позволяют поправки к закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», принятые в декабре 2017 года.
Депутаты неоднозначно отнеслись к идее комитета. Директор Большого драматического театра имени В. И. Качалова Александр Славутский («Единая Россия») предложил не устанавливать отдельные штрафы для юридических лиц: «У меня водитель ведет машину и где-то встал не там. А если она театральная? Как я могу отвечать за водителя? Штрафы ГИБДД он платит сам». Его поддержал беспартийный Леонид Барышев (гендиректор ЗАО «Эссен продакшн АГ»), отметив, что «ущерб, нанесенный газону, будет одинаковым». Однако спикер Госсовета Фарид Мухаметшин заявил, что «невозможно уравнять пенсионера, который подъехал на своей „окушке“ и автобус какой-то конторы, которая имеет приличные доходы». «Ваш театр выдержит! Разок заплатите, и водитель придет сразу в чувство. С вашим-то характером!» — сказал спикер господину Славутскому. «Это ваши проблемы, вы хозяин этой машины»,— добавил Рафил Нугуманов.
Парламентарии также обратили внимание на нехватку парковочных мест во дворах. Фарид Мухаметшин обещал, что Госсовет направит обращение в правительство Татарстана и мэрию Казани, чтобы те разработали программу «по расширению парковочных мест». «Может, наказание ввести с того момента, когда будет программа по парковкам? А то мы хотим наказывать, а куда ставить — не говорим»,— предложил единоросс Сергей Раковец (возглавляет Казанский оптико-механический завод). «По вашей логике, штрафы надо вводить, когда уже появятся парковочные места. А жизнь-то не стоит на месте! Приучать к порядку надо!» — возразил господин Мухаметшин. Рафил Нугуманов сообщил, что сейчас в Казани загружены только 10% коммерческих парковок.
По настоянию Фарида Мухаметшина закон был принят сразу в трех чтениях. Такую спешку он объяснил предстоящим чемпионатом мира по футболу: «Надо принимать закон, чтобы ментальность водителей менять. Постепенно приводить в чувство, в порядок, чтобы Казань приближалась к европейским стандартам». При этом депутаты исключили из законопроекта возможность вынести предупреждение водителю-нарушителю, оставив только штрафы. Норму о предупреждении господин Мухаметшин счел «коррупционной». На следующем заседании депутаты намерены заслушать информацию правительства республики об организации парковочных мест в городах.
Власти Казани остались довольны принятым законом. «После решения Верховного суда России эта работа была остановлена. Жители жаловались нам, что машины оставляют на детских площадках»,— заявила “Ъ-Казань” вице-мэр Казани Людмила Андреева. Она предложила водителям оставлять машины на платных парковках, а если нет денег — пользоваться общественным транспортом.
В ФАР считают, что новый закон может также противоречить федеральному законодательству. «Я считаю, что подобные штрафы должны устанавливаться на федеральном уровне. Нужно изучить новый закон»,— сообщил “Ъ-Казань” татарстанский представитель организации Рамиль Хайруллин. Он полагает, что после того, как закон вступит в силу, водители «снова будут получать кучу штрафов»: «Люди будут жаловаться, пойдут судебные процессы». По словам господина Хайруллина, многие автовладельцы не против парковаться на платных стоянках, но таких паркингов в спальных районах нет: «Телега ушла вперед лошади: сначала мы будем наказывать, а потом подумаем, что делать с парковками». Представитель ФАР добавляет, что проблемы зеленых зон могла бы решить установка ограждений. «Но я так понимаю, что штрафы нужнее для бюджета, чем зеленые зоны»,— заключает эксперт.