Хождение по наукам
В Пермском крае может быть создана межвузовская кооперация
В рамках зимней сессии молодежного форума с лекцией о необходимости междисциплинарных знаний выступил экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин. Его идею поддержал губернатор Максим Решетников, заявивший о планах по созданию межвузовской кооперации. Эксперты отмечают, что пермские университеты уже самостоятельно работают по этому принципу, но инициатива, хотя и благоприятна, может столкнуться с трудностями.
Сегодня Пермь посетил бывший министр финансов РФ, заместитель председателя Экономического совета при президенте РФ, председатель совета Центра стратегических разработок Алексей Кудрин. В рамках зимней сессии Пермского молодежного форума он прочел перед пермскими студентами лекцию на тему «Гуманитарные технологии».
В ходе лекции господин Кудрин неоднократно обращался к губернатору Пермского края Максиму Решетникову с различными предложениями. Так, после примера о том, что в Финляндии объединились технологический, текстильный и экономический вузы, а их студенты создали успешную компьютерную игру, Алексей Кудрин отметил: «Здесь сидит губернатор, и он все слышит. Такой стартап можно сделать в любом вузе. Здесь, в Перми, есть соединение технологий и культуры. Если этим воспользоваться, из вашего города пойдут мировые стартапы. Пусть даже на сто неудачных будет два успешных».
Тезисы выступления господина Кудрина заключались в том, что в России уменьшается количество трудоспособного населения, которому при этом нужно быть в два-три раза более производительными, чем сейчас. Чтобы в конечном итоге обеспечить экономический рост страны, от молодежи потребуется масса компетенций из различных областей науки. В качестве примера господин Кудрин привел данные о том, какие онлайн-курсы были популярны на сервисе Coursera в 2015–2017 годах. Так, не теряют популярности образовательные программы о том, как правильно получать новые знания и создавать машинный язык; в 2017 году одним из лидеров стал курс о криптовалюте.
Один из студентов задал вопрос о возможностях государственной поддержки получения специфических курсов, даже в рамках портала Coursera. По словам слушателя, ряд востребованных дисциплин стоит внушительных денег, выделить которые студентам сложно. «Возможна ли поддержка государства для получения студентами специфических знаний?» — спросил слушатель, уточнив, что вопрос адресован не только Алексею Кудрину, но и Максиму Решетникову.
По мнению Алексея Кудрина, внедрить такую систему необходимо. Обеспечить нововведение можно за счет эндаумент-фондов. «Сейчас таких решений я не знаю, но они должны быть — для лучших или зарекомендовавших себя студентов, чтобы они могли приобретать нужные курсы. Это важнейшая вещь, не предусмотренная в наших стандартах бюджетного образования. А ведь вы не самый бедный край: много успешных выпускников, включая губернатора. И судьбу каждого вуза создают его выпускники. Эндаумент-фонды пока слабо развиты, но это будущее и это выход за рамки бюджетных правил. В вузе, где я работаю, в это вложились. И это окупается. За год можно собрать $3–5 млн. И это тот ресурс, за счет которого можно жить. Деньги мы направляем на образовательные и научные проекты. Может ли сегодня весь бизнес Пермского края дать, например, одному «политеху» $2–3 млн в год? Может, если хочет, чтобы из этого вуза выходили специалисты с особыми навыками», — пояснил господин Кудрин.
С ответом выступил и Максим Решетников. «Это не лекция, а набор рекомендаций, который я слушал с большим интересом. Мы дополнительно соберемся с ректорами вузов и обсудим, как все прорывные вещи с точки зрения высшего образования приземлить на нашу пермскую землю. Расширить использование удаленных курсов абсолютно точно надо. Посмотрим, как добавить в систему образования отсутствующие гуманитарные технологии, навыки командной работы, выступлений, дебатов, — всего, что понадобится в новом мире. Постараемся идти не в рамках отдельных вузов, а создать межвузовскую кооперацию, потому что, будучи запертыми в одном вузе, вы не увидите спектр всего того, что есть. Ни один вуз не может быть полностью конкурентоспособен, надо создавать кооперацию», — заявил губернатор.
При этом эксперты отрасли отмечают, что в рамках одного вуза междисциплинарные проекты уже развиваются. Практика работает и между странами, но не налажена внутри города. А при развитии новой концепции придется преодолеть ряд сложностей.
Доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций ПГНИУ Иван Печищев отметил, что подобные инициативы уже действуют в рамках вуза. «Совершенно согласен с мыслью о необходимости междисциплинарных знаний, это давно обсуждается и в университетской среде, и в академической науке. На это и гранты выдаются более охотно. У нас уже защищаются дипломы на стыке наук, на филологическом факультете есть специальность «Теоретическая и прикладная лингвистика», выпускники которой знают устройство языка, умеют программировать, способны создавать голосовых помощников, чат-ботов и многое другое. Журналисты занимаются оцифровкой текстов, литературным картированием. Историко-политологический факультет создал центр цифровой гуманитаристики. Так что гуманитарии разворачиваются в сторону математики, и наоборот», — отметил господин Печищев.
Депутат краевого заксобрания и бывший декан экономического факультета ПГНИУ Татьяна Миролюбова считает, что обеспечить междисциплинарные знания возможно через систему дополнительного образования. «Государственный стандарт предполагает подготовку по конкретным направлениям, от него нельзя отходить. Но речь может идти о факультативах. При этом нужно понимать, зачем нужен тот или иной дополнительный курс и какую траекторию в жизни он даст. А подтвердить факт того, что студент прослушал курс и отчитался по нему, можно в рамках приложения к диплому», — пояснила госпожа Миролюбова.
По ее оценкам, гораздо проще организовать получение междисциплинарных знаний в рамках магистратуры, а не бакалавриата. Во-первых, на этой ступени образования вуз более свободен в насыщении учебного плана, а во-вторых, после бакалавриата по одной специальности можно стать уже магистром по другой.
При этом, по словам госпожи Миролюбовой, междисциплинарность можно обеспечить и в рамках программы «Академическая мобильность», активно практикуемой по всему миру. «Академическая мобильность подразумевает обмен студентами. Наши студенты на семестр ездили в Луисвилль, мы принимали учащихся из Румынии. В масштабах мира это давно практикуется, но не в рамках страны или одного города», — заметила Татьяна Миролюбова.
«Организовать мощную связь между несколькими университетами будет сложно. Были попытки запуска нескольких подобных проектов в других городах, но они ничем не закончились. В Перми я о таких не слышал. Для создания кооперации потребуется единый и очень мощный проект», — полагает господин Печищев. Еще одну сложность добавляет система оплаты, если, допустим, проект позволит студентам одного вуза свободно посещать лекции в другом вузе Перми. «Нужно понимать, кто будет оплачивать знания „чужих“ студентов — бюджет, юрлицо или физлицо», — добавила Татьяна Миролюбова.
При этом инициатива Максима Решетникова может дать и электоральный эффект. «Наши вузы давно готовы к тому, чтобы давать студентам междисциплинарные знания. Нередко предлагают получать второе высшее образование параллельно с первым. Есть медики-экономисты, пиарщики-переводчики, очень популярен менеджмент, интересный эффект от соединения физики и химии, техники и биологии. В пермских вузах я не сомневаюсь. А если будет дополнительная региональная программа по поддержке получения второго высшего образования для студентов или молодых специалистов, то и люди будут благодарны, и предприятия довольны», — считает политолог Алексей Копысов.