"Паевые инвестиционные фонды — самый правильный инструмент для розничных инвесторов"
2017 год стал самым успешным для рынка коллективных инвестиций за почти четвертьвековую историю его существования. За год частные инвесторы вложили в розничные паевые фонды больше, чем за все предшествующие годы, вместе взятые. При этом УК "Сбербанк Управление Активами" оказалась в числе лидеров роста. За 12 месяцев стоимость чистых активов открытых фондов увеличилась вдвое и достигла 65,5 млрд руб. Доля компании на рынке по стоимости чистых активов в управлении увеличилась до 30,4% против 22,6% по итогам 2016 года. В целом стоимость активов как розничных, так и институциональных инвесторов увеличилась в 2017 году почти на 170 млрд — до 580 млрд руб. Дмитрий Маматов, и. о. генерального директора "Сбербанк Управление Активами",— о конкуренции, перспективах развития отрасли, планах по запуску новых продуктов и цифровых сервисов.
— В каком состоянии в целом находится розничный сегмент рынка коллективных инвестиций? Как он изменился за последние годы?
— В течение определенного периода индустрия паевых фондов проходила стадию восстановления интереса после кризисов 2008 года и 2014 года. Как показало время, паевые инвестиционные фонды (ПИФ) — самый правильный инструмент для розничных инвесторов. Они к нему снова вернулись, но с более рациональным и правильным подходом. Катализатором активного перехода розничных инвесторов в ПИФы стало резкое падение ставок по депозитам. Совокупность этих факторов и позволила управляющим компаниям достичь рекордных результатов привлечения в 2017 году.
— Насколько сильной стала конкуренция со стороны российских управляющих компаний? Как она изменилась за последние годы? В каких сегментах рынка она ощущается сильнее всего?
— Несмотря на рекордные показатели прошлого года, рынок коллективных инвестиций еще не достиг той отметки, когда его рост исчерпан. На текущей стадии развития индустрия живет скорее в парадигме межвидовой, а не внутривидовой конкуренции. Основные игроки на рынке сейчас — это управляющие компании — сателлиты крупных финансовых групп, чьи сети и обеспечивают притоки. Паевые инвестиционные фонды управляющих компаний конкурируют не столько между собой, сколько с другими банковскими и финансовыми продуктами. В первую очередь это касается вкладов. И в этом смысле управляющие компании действуют в едином порыве в битве за клиента, а не борются между собой. В сторону розницы начал активно двигаться и брокеридж.
— Как за последний год поменялись привлечения в зависимости от каналов продаж?
— Основной приток обеспечила розничная сеть банка, на нее приходится более 90% продаж. В то же время паевые инвестиционные фонды активно осваивают "цифру" как канал продаж. Привлечения через удаленные каналы продаж за прошлый год выросли в семь раз — почти до 1 млрд руб. Причем в течение 2017 года наблюдался устойчивый восходящий тренд — с каждым месяцем онлайн-продажи прибавляли порядка 25-30%. И продолжают расти в этом году — в январе нам удалось привлечь более 200 млн руб. Это пока самый высокий показатель за все время использования "цифры". Сейчас в основном продажи идут через сайт компании, недавно запустили еще мобильное приложение.
Мы также планируем расширять и физические каналы продаж. Хотим продавать свои продукты и через других партнеров — брокеров, сторонние банки.
— Какого развития на рынке коллективных инвестиций вы ждете в текущем году? Какова вероятность того, что результаты привлечения в 2018 году побьют рекордные показатели 2017 года?
— Если не будет никаких потрясений макроэкономического характера, то вероятность того, что 2018 год превзойдет результаты предыдущего года, крайне высока. И опять же январь это подтверждает — притоки в паевые инвестиционные фонды, стратегии доверительного управления, индивидуальные инвестиционные счета (ИИС) превысили 10 млрд руб.
— Что будет способствовать дальнейшему росту привлечений?
— Пока еще не отыгран эффект от резкого снижения ставок, которое произошло в прошлом году. Не все частные инвесторы закрыли свои депозиты и принесли средства в паевые инвестиционные фонды. Еще одним фактором стало то, что о ПИФах стали гораздо больше говорить. Они сейчас на слуху, это будет способствовать дальнейшему интересу населения. Например, долгое время люди просто не знали о существовании обязательного пенсионного страхования, 90% были "молчунами". Затем с усилением информационной волны многие люди узнали, что можно самостоятельно копить на пенсию, и активизировались в этом направлении. Это придало мощный импульс развитию рынка пенсионного страхования. Похожий эффект можно наблюдать и в случае с индивидуальными инвестиционными счетами. В сравнении с 2016 годом наши привлечения в ИИС выросли больше чем в 12 раз — с 600 млн руб. до 7,5 млрд руб. в 2017 году. При дальнейшем падении ставок возрастает ценность налогового вычета, предоставляемого государством. Это важно, ведь фактически индивидуальными инвестиционными счетами гарантируется, что активы клиента будут в управлении в течение трех лет. Если, конечно, не случится форс-мажор и ему не придется забрать их до истечения трехлетнего срока. Так, только инвестиционная доходность нашей стратегии ИИС за три последних года превысила 40%. К этому еще нужно прибавить налоговый вычет.
— Ожидаете ли вы каких-то изменений в предпочтениях клиентов? И почему?
— У тех, кто уже вошел в рынок, будет расти запрос на более высокую доходность, соответственно, будет расти и аппетит к риску. Это будет способствовать перетоку денег в фонды акций. Но предпочтения тех, кто только переходит из депозитов, будут такими же — надежность и доход выше вклада.
— Каких законодательных инициатив от Банка России вы ждете в текущем году? Как они повлияют на индустрию коллективных инвестиций?
— Позитивный импульс развитию рынка должно придать предоставление управляющим компаниям возможности приобретать паи своих фондов на счета доверительного управления. Особенно это хорошо для новичков и неопытных инвесторов, открывающих индивидуальный инвестиционный счет. Доверие к фондовому рынку у них очень хрупкое. Именно для таких инвесторов, чтобы они не обжигались на нем, а извлекали пользу, должно применяться персональное финансовое планирование с диверсификацией портфеля.
Дальнейшее повышение грамотности розничных инвесторов будет стимулировать их переходить к менее затратным инструментам, чем классические паевые инвестиционные фонды. Например, биржевые индексные фонды — ETF (Exchange Traded Fund). Они включают в себя тот же набор ценных бумаг, что и определенный биржевой индекс, например S&P 500. Таким образом, ETF повторяет динамику индекса.
Появление в России биржевых индексных фондов поможет удовлетворить такой запрос и будет способствовать дальнейшему развитию розничного инвестора в стране. Уже сейчас мы видим, что со стороны инвесторов есть такой запрос. Технически мы такой продукт проработали, так что с появлением регулирования сможем в короткие сроки запустить первый российский ETF.
— Поделитесь с планами на ближайший год по запуску новых инвестиционных продуктов?
— В плане разработки продуктов для нас навигатором служит розничная сеть банка. Мы очень плотно сотрудничаем с коллегами, чтобы при появлении запроса у клиентов банка оперативно удовлетворить его. Например, мы видим со стороны розничных инвесторов большой спрос на инвестиции в недвижимость. И в этом году планируем расширить нашу линейку фондов рентной недвижимости.
— Над какими цифровыми сервисами вы сейчас работаете? Какого эффекта ожидаете от их внедрения?
— Буквально недавно мы запустили мобильное приложение для операционных систем iOS и Android. В дальнейшем будем интегрироваться в Сбербанк Онлайн и различные маркетплейсы, которые уже существуют или только разрабатываются.
Цифровые сервисы должны быть способны ответить на все вопросы клиента. Например, когда человек приходит в банк, он может пообщаться с клиентским менеджером, передать ему свой запрос, задать вопросы и определиться с тем, что ему нужно, каким продуктом воспользоваться. В случае с цифровыми сервисами он не может получить ответы на свои вопросы. Клиент сам должен разбираться и принимать решение.
— Когда удаленные каналы продаж смогут на равных конкурировать с отделениями?
— Цифровые сервисы должны обеспечивать двустороннюю связь с клиентом. Следующий этап развития — интеграция искусственного интеллекта в цифровые платформы. Мы совершенствуем алгоритмы персонального финансового планирования, когда клиент просто говорит с нами на удобном для него языке, а искусственный интеллект интерпретирует и анализирует его запросы, чтобы потом создать максимально кастомизированное предложение. Это, кстати, улучшит клиентский опыт и в отделениях, потому что менеджер банка будет практически создавать для клиента специальное предложение, а не выбирать какой-то из имеющихся продуктов, полагаясь на свои ощущения.
— По вашему мнению, сейчас хорошее время для входа на рынок коллективных инвестиций новым клиентам?
— Потенциал роста рынка доверительного управления далеко не исчерпан. Сейчас для инвестора и рынка сложилась ситуация, которую называют win-win. С одной стороны, инвестиции в фондовый рынок позволяют получать доход выше депозитов. И одновременно новые инвесторы своим дополнительным спросом на финансовые инструменты будут стимулировать рост рынка.
— Не планируете усилить свои позиции в сегменте индивидуального доверительного управления?
— Мы всегда работаем над этим. Неправильно говорить, что мы когда-то упускали этот сегмент из виду. Приведу цифры. На начало 2017 года в стратегиях доверительного управления у нас было 3 млрд руб. в индивидуальном доверительном управлении, в конце года — почти 36 млрд руб. Мы продолжим активно развивать это направление, потому что это интересно более опытным инвесторам. И потенциал роста в доверительном управлении очень велик.