Будущее под ногами
Сергей Строкань увидел его на выставке Singapore Airshow — 2018
Сингапурским экономическим чудесам на земле уже тесно: они рвутся в небо. Новый тренд отчетливо обозначила выставка Singapore Airshow — 2018, организаторы которой очертили контуры авиации будущего и заодно представили то, как они видят их сами. "Огонек" примерил это авиабудущее на себя
Делать чудеса осязаемыми — главная специальность шестимиллионного города-государства, которой Сингапур верен во все времена. Сборка на экспорт компьютеров в одной из беднейших (в 1960-е) стран мира; небоскребы, возведенные на песке и манящие туристов со всего света; крупнейшие спортивные турниры, обретающие вторую молодость,— на этом волшебном острове знают, как ковать будущее. Теперь пришла очередь авиации.
В год двух мало что говорящих миру юбилеев — 60-летия Авиаакадемии (кузницы кадров местного авиапрома) и 50-летия сингапурских ВВС — остров Льва ("синга" — лев по-малайски) решил поделиться с миром своим видением перспектив авиации. И сделал это по обыкновению ярко — через аттракцион, от которого дух захватывает и у авиапассажиров со стажем.
Улетный Сингапур
Оказывается, будущее уже у нас под ногами — достаточно ступить на туго натянутую высоко над землей сетку с крупными ячеями. Вы идете по навесному мосту, буквально подошвами ощущая пружинящую аорту воздушного пространства... С каждым шагом ощущение сильней: то ли учишься ходить по воздуху, то ли в том будущем, куда мы погружаемся с каждым шагом, разницы между небом и землей уже нет.
Аттракцион Sky Nets — одна из изюминок завершившегося в Сингапуре крупнейшего в Азии и третьего в мире Singapore Airshow — 2018. Он своего рода визитная карточка: представляет проект аэропорта нового типа — Jewel Changi ("Сокровище Чанги").
Сетка, что у вас под ногами,— многократно уменьшенная копия навесного моста, по которому в скором времени на высоте 25 метров над землей будут перемещаться пассажиры в Чанги, чтобы попасть в уникальную рекреационную зону между терминалами. Им предоставляется уникальный шанс: увидеть ее панораму с высоты птичьего полета.
Автор проекта Jewel Changi — всемирно известный израильский и американский архитектор Моше Сафди. Он поработал во многих странах, а Сингапуру уже подарил одно чудо — три 55-этажных башни комплекса Marina Bay Sands на берегу залива в центре города. Эта причудливая конструкция, на 200-метровой высоте украшенная большой террасой в виде гондолы с бассейном и огромным садом,— на сегодня, пожалуй, самая необычная в Сингапуре, жителей которого удивить трудно. Теперь Сафди намерен превзойти себя: хочет построить дом для "авиации будущего". Сделать это он намерен в действующем и считающемся одним из лучших в мире аэропорту Чанги.
Рекреационная зона для пассажиров, внутри которой можно будет перемещаться по "небесным сетям" Sky Nets, включит в себя 40-метровый водопад Rain Vortex (крупнейший в мире в закрытом помещении) и пятиуровневую лесопарковую зону Forest Valley, где высадят тысячи деревьев из шести стран, расположенных в разных климатических поясах. Ночью подсветка Rain Vortex будет превращать его в разноцветное зарево из брызг, переливающихся как драгоценные камни (отсюда, видимо, идея назвать проект "Сокровищем Чанги").
Словом, на походе еще одно чудо света, хотя ответ на вопрос, зачем это великолепие с водопадом и лесопарковой зоной в аэропорту, не очевиден. Для большинства из нас ведь аэропорт имеет вполне прикладное значение: прилететь, улететь или совершить транзит, скоротав час-другой между рейсами. Но мой собеседник на Singapore Airshow — 2018 Вон Чи Мин — вице-президент компании Sats Gateway, занимающейся обслуживанием не только Чанги, но и десятков международных аэропортов, с этой трактовкой не согласен категорически.
— Рынок авиаперевозок растет стремительно. Тот же Чанги уже связан с более чем 400 аэропортами из сотни стран,— объясняет господин Вон.— В условиях все более жесткой конкуренции мы хотим закрепить лидерство, переосмыслив концепцию того, из чего складывается качество перелета. Мы считаем, это не только надежность, не только безопасность и развитая инфраструктура, но и новое качество жизни внутри того сжатого временного отрезка, которое путешественник проводит в аэропорту.
Иными словами, водопад, парк и прочее — это борьба за конкурентное преимущество. Jewel Changi откроется в 2019-м и станет мощным стимулом в пользу того, чтобы перенаправить часть мирового пассажиропотока в Сингапур, резюмирует собеседник "Огонька".
Грядущее благоустройство — лишь одна сторона авиабудущего. В Чанги и сегодня можно увидеть то, чего нет в аэропортах Франкфурта или Нью-Йорка. Например, Follow me trolley — тележка "Следуй за мной" для перевозки багажа.
Для управления не нужен водитель: достаточно прикоснуться рукой и она следует за вами, как отлично выдрессированная овчарка. Вы идете направо — у вас за спиной тележка поворачивает направо, налево — повторяет ваше движение. Вы останавливаетесь — тележка замирает как вкопанная.
О последствиях догадались? Полагаю, что да: благодаря этой и иным разработкам профессии грузчиков, водителей, разнорабочих в аэропорту будущего исчезнут. Это максимально оптимизирует работу "воздушных ворот" и сократит расходы на их содержание. Кстати, произойдет это быстрее, чем вы думаете, со знанием дела поясняют сотрудники аэропорта Чанги.
Впрочем, демонстрация наработок — важная, но не единственная задача Singapore Airshow — 2018, проходившего в этом году под девизом "Переосмыслить авиацию будущего". Главная цель — вписать в контуры этого будущего очередное "экономическое чудо", на которое замахивается Сингапур.
— Понимаете, мы не конкурируем с британским авиашоу "Фарнборо" по масштабам экспозиции,— разъясняет "Огоньку" главный авиатор страны, гендиректор Управления гражданской авиации Сингапура Кевин Шум.— Мы делаем упор на качество.
Это значит, что проблема не столько в идеях и разработках, сколько в том, что из них выбрать. Далеко не каждая "красивая игрушка", подчеркивает Кевин Шум, достойна внедрения. Все идеи должны пройти несколько фильтров: иначе не понять, во что стоит вкладывать и что даст качественный рывок. "Чтобы понять это, и нужен стратегический бизнес-план,— говорит господин Шум,— а в подобном планировании Сингапур может поделиться своим опытом мирового уровня".
Охота на жар-птицу
Участники Singapore Airshow — 2018, от глав ИКАО (Международная организация гражданской авиации.— "О") и ИАТА (Международная организация воздушного транспорта.— "О") до представителей авиакомпаний и экспертов, с которыми удалось пообщаться в ходе "большой авиационной недели" в Сингапуре, едины: мировой рынок авиаперевозок на взлете. И этот рынок будет только расти (вопрос лишь в том, какими темпами).
Называют ряд простых аргументов: во-первых, тяга человечества к путешествиям неистребима; во-вторых, тех, кто может позволить себе перелет на дальнее расстояние, благодаря появлению бюджетных компаний (лоукостеров) и общему росту благосостояния, с каждым годом все больше (в том числе в развивающихся странах). В-третьих, авиационная отрасль продолжает модернизироваться и развиваться. К тому же авиатранспорт, несмотря на происходящие время от времени ЧП, остается не только самым быстрым, но и самым безопасным.
— На мировом рынке авиаперевозок — все признаки роста. Только в прошлом году число авиапассажиров в мире увеличилось на 270 млн. За 20 лет их станет вдвое больше — от 4,1 до 7,8 млрд. При этом Азиатско-Тихоокеанский регион, где темпы роста составляют 4,6 процента, остается ключевым драйвером мирового рынка авиаперевозок,— говорит министр транспорта Сингапура Кван Бун Ван.
Ему вторит гендиректор ИАТА Александр де Жиньяк: "Этой отрасли чуть более века, и за столь короткий период она стала жизненно важным компонентом глобальной экономики и человеческого общества". По словам де Жиньяка, первоочередными задачами в условиях растущего пассажиропотока должны стать модернизация взлетно-посадочных полос, систем безопасности и сортировки багажа, аэронавигационного контроля. Все это требует больше усилий от государств и больше координации от ведущих игроков рынка.
Только конкуренция не отменяется. Мировой рынок авиаперевозок сегодня — что та самая жар-птица, которую все мечтают поймать за хвост. Синица в руке не нужна никому. Вопрос в том, кто поймает жар-птицу первым.
Прогнозы экспертов ИАТА и ИКАО, моделирующих авиацию будущего, говорят, что в ближайшие десятилетия на авиарынке грядет кардинальная перетряска. Причина — все более неравномерные темпы роста авиаперевозок по регионам. Так, наименьшие темпы будут наблюдаться на рынках нынешних лидеров — Северной Америки и Европы, в то время как региональным игрокам, которые дышат в затылок западным грандам, сулят бурный рост.
В Азии среди самых быстрорастущих рынков — Китай, Индия, Индонезия, Вьетнам. По оценке ИАТА, за 20 лет Китай займет место лидера мирового авиарынка, принадлежащее США (рейтинг определяется совокупным объемом международного и внутреннего авиатрафика). Индии сулят второе место (сегодня на нем Великобритания). Еще одна сенсация — по оценкам экспертов, Италия выпадет из "большой десятки", а войдет в нее крупнейшее государство мусульманского мира, 200-миллионная Индонезия.
Кому платить за чистое небо
В спор о том, кто в итоге станет главными бенефициарами передела, неожиданно вмешалась тема "экологической безопасности". Строго говоря, это произошло два года назад, когда в октябре 2016-го ИКАО согласовала предварительную Схему регулирования парниковых газов в авиаперевозках (CORSIA). По замыслу инициаторов, она должна начать действовать во всех странах мира с 2020 года.
Смысл соглашения в том, чтобы сделать авиацию будущего более чистой за счет перехода на альтернативные виды топлива и использования более эффективных двигателей. При этом CORSIA предполагает введение квот на выброс углерода: хочешь летать — летай, но введи в национальной системе авиации жесткую систему углеродного мониторинга и отчитывайся о своих выбросах парниковых газов по международным требованиям ИКАО. В общем, плати со своих лайнеров "небесный налог".
Казалось бы, здравая идея, отвечает духу и Киотского протокола, и Парижского соглашения по климату. Но Россия сразу встретила CORSIA в штыки, заподозрив в нем завуалированную попытку утвердить план подавления набирающих силу региональных игроков рынка. Не случайно на авиасаммите в Сингапуре министр транспорта РФ Максим Соколов в своем выступлении сделал акцент именно на этой теме. "Российская Федерация обеспокоена тем, что разрабатываемые на площадке ИКАО глобальные рыночные меры являются инструментом подавления быстрорастущих авиационных региональных рынков и направлены на обеспечение сохранения лидирующих позиций авиакомпаний развитых стран",— сказал он.
В беседе с корреспондентом "Огонька" министр дал понять, что Москва будет активно работать с другими членами ИКАО с целью выработать альтернативный экологический план. Самое время напомнить: вместо углеродных квот Россия, Китай и Индия предлагают ввести фиксированный экологический сбор с государств-авиаперевозчиков, который будет взиматься с каждой тонны израсходованного топлива. Как дал понять министр, вокруг CORSIA все еще может измениться, главная дискуссия — впереди.
"Будущее беспилотно"
Оптимистические прогнозы ласкают слух, но растут не только возможности, но и риски. В обращении к участникам авиационного саммита министр транспорта Сингапура Кван Бун Ван напомнил: "Это не только очень перспективный, но и очень уязвимый рынок, подверженный многочисленным рискам".
Какие же угрозы просматриваются? Помимо традиционных — повторения терактов по типу 11 сентября 2001-го — эксперты говорили о кибератаках, которые могут парализовать систему управления полетами, а также о неконтролируемом развитии индустрии беспилотных летательных аппаратов.
О последнем, впрочем, не только говорили: у входа в выставочный комплекс Singapore Airshow — 2018 посетители упирались в огромный плакат "The Future is Unmanned" — "Будущее беспилотно".
"Технологии дронов развиваются очень быстро и часто неконтролируемо",— пояснил "Огоньку" гендиректор Управления гражданской авиации Сингапура Кевин Шум. Все больше зарегистрированных случаев опасного сближения дронов с самолетами. Растет производство: по оценкам, озвученным в Сингапуре, к 2024-му мировой рынок дронов — как гражданских, так и военных — составит 91 млрд долларов.
Ни одного случая столкновения дронов с пассажирскими лайнерами, к счастью, пока не произошло. Но, говоря об этом, эксперты подчеркивали: пока не поздно, надо выработать правила игры. Что ни говори, а к беспилотному будущему не готовы даже в Сингапуре, где так любят всевозможные чудеса.
"Отрасль требует единых подходов"
На полях Singapore Airshow — 2018 министр транспорта РФ Максим Соколов в блиц-интервью "Огоньку" разъяснил значение азиатского рынка авиаперевозок для России и прокомментировал дискуссию о будущем авиации