Новое слово в борьбе с коррупцией
Какие меры в этой сфере может озвучить Владимир Путин
Владимир Путин все-таки выступит с посланием Федеральному собранию перед выборами — в Кремле подтвердили, что это произойдет 1 марта. Традиционно послание главы государства включает политические, экономические, идеологические положения. По некоторым данным, на этот раз одним из главных тезисов станет борьба с коррупцией и неотвратимость наказания за преступления.
Что нового может предложить президент в борьбе с коррупцией?
Наверняка последуют предложения ужесточить ответственность должностных лиц, также неизбежно возращение к вопросам о возврате капиталов и конфискации имущества коррупционеров, считает председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов: «Во-первых, следует ужесточить меры в отношении коррупционеров и контроль за государственными закупками и тратой бюджетных средств. По всей видимости, будет упомянута персональная ответственность руководителей регионов за ситуацию, связанную с понятием "коррупция". То есть должен быть достаточно жесткий подход к должностным лицам, которые должны регулировать процесс управления. Вопрос о конфискации будет поднят, это однозначно. Также стоит ждать рассмотрения вопросов различных изменений уголовного законодательства, но это будет проходить в рамках общественного обсуждения, в том числе на правозащитном уровне».
Генпрокуратура в конце прошлого года заявила, что вплотную займется выявлением и возвратом из-за рубежа средств, полученных коррупционным путем. Для этого даже создали специальную рабочую группу. Это заявление дополнило череду громких антикоррупционных процессов с участием недобросовестных чиновников.
Эксперты указывают на то, что оппозиционер Алексей Навальный набрал свои политические очки именно на теме борьбы с коррупцией. Теперь, похоже, власть пытается перехватить повестку. К этой теме все чаще возвращаются и коммунисты, которые вновь предложили вернуть в Уголовный кодекс статью о конфискации всего имущества за тяжкие и особо тяжкие преступления.
Сейчас законодательство и так позволяет изымать имущество, нажитое преступным путем. В ужесточении этой нормы нет смысла, уверен управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский: «На сегодняшний день слишком большое количество предпринимателей осуждены неправомерно. А у них ведь есть, что конфисковать. Сейчас получить реальный тюремный приговор очень просто в тех ситуациях, когда, например, приходят сотрудники правоохранительных органов и хотят "отжать" бизнес или когда ссорятся деловый партнеры. Между тем, к категории тяжких преступлений подходят все мошенничества, в которых сумма ущерба составляет более 1 млн руб. Я веду много дел по взяткам и могу сказать, что пока чиновники не боятся их получать, несмотря на возможное наказание. То есть если сроки до 12 лет лишения свободы со штрафами их не пугают, то и возможность конфискации имущества на них не повлияет».
У критиков законопроекта о конфискации за тяжкие и особо тяжкие преступления также есть сомнения, что суду удастся взыскать что-либо с осужденного за убийство или терроризм. Трудно будет также доказать, что имущество принадлежит осужденному. Ведь он мог бы заранее переписать его на родственников.