ОАО РЖД просит вернуть январские потери
Монополия потеряла 3,7 млрд рублей из-за поздней индексации тарифов
ОАО РЖД просит правительство о компенсации поздней индексации грузовых тарифов в январе. Общая сумма не называется, хотя глава Минтранса Максим Соколов говорил о потерях в 3–4 млрд руб. По расчетам “Ъ”, компенсация может составить 3,7 млрд руб.
ОАО РЖД будет просить компенсировать неровную индексацию железнодорожных тарифов в январе. Об этом рассказал журналистам замминистра транспорта Алан Лушников в кулуарах форума «Стратегическое партнерство 1520». По его словам, из-за того, что приказ ФАС вступил в силу не с 1 января, «ОАО РЖД заявляет, что недополучило доходы по сравнению с тем, как мы, совет директоров, и правительство им утвердили». Вопрос о компенсации обсуждается, добавил он.
О том, что ОАО РЖД может попросить компенсацию, монетарную или тарифную, за запоздание выхода постановления о тарифах (финальный документ вступил в силу с 30 января), говорил журналистам 7 февраля глава Минтранса Максим Соколов. Ссылаясь на оценки самой монополии, он называл потери в 3–4 млрд руб., но оговаривался, что «цыплят по осени считают» и «надо разбираться с этим вопросом уже тогда, когда будут понятны примерные финансовые параметры работы ОАО РЖД по итогам 2018 года» (цитата по «Интерфаксу»).
Правительство в декабре одобрило суммарную индексацию тарифа ОАО РЖД на грузоперевозки на 5,4% к уровню 2017 года. Но, поскольку она состояла из трех разных долей — 3,9% общей индексации, продления прошлогодней надбавки в 2% на капремонт и 1,5% новой допнадбавки,— по мере выхода документов ФАС в силу она вступала постепенно. Так, с 1 по 5 января она составляла 2% к уровню 2017 года, с 6 по 29 января — 1,9%, а с 30 января и далее — 5,4%.
В ОАО РЖД не комментируют этот вопрос и искомую сумму не называют. Исходя из сумм индексации, которые давало ОАО РЖД в проекте финплана (1% индексации равен 13,5 млрд руб.), недостача составит около 3,7 млрд.
Как в российском транспорте перевернулись все понятия
Спектакль, поставленный в 2017 году на железных дорогах РФ, поставил бы театрала в неловкое положение: не то перед ним ряженые с медведями, не то высокий авангард. То ли нужно расписаться в своей неотесанности и аплодировать стоя, то ли поморщиться и выйти. ФАС весь прошлый год методично прессовала ОАО РЖД, операторов и стивидоров, добиваясь от них неких улучшений. Но в итоге антимонопольное регулирование сделало странный поворот: монополия получила все, что хотела, а участники свободного рынка оказались под угрозой возврата госрегулирования.