В Аргентине идут по «кокаиновому следу»
Как посольство России в Буэнос-Айресе оказалось замешано в скандале
Скандал с кокаином в российском посольстве в Аргентине обрастает новыми подробностями — появилась расшифровка разговоров между организаторами поставок наркотиков, в ходе которых упоминается российский посол. Ранее в одном из зданий российской дипмиссии в Буэнос-Айресе обнаружили почти 400 кг кокаина. Что известно о хозяевах и получателях чемоданов с наркотиками? И какова роль в этой истории российского посольства? Подробности — у Яны Пашаевой и Яны Лубниной.
МИД РФ пришлось много объясняться после того, как аргентинские СМИ на прошлой неделе сообщили об обнаружении гигантской партии кокаина в российском посольстве. Теперь у ведомства появился еще один повод для комментариев — в свежей расшифровке переговоров между фигурантами дела о контрабанде вскользь упоминается российский посол в Аргентине Виктор Коронелли. Подозреваемые — сотрудник полиции Буэнос-Айреса Александр Чикало и его коллега Иван Близнюк — говорят о своем боссе, некоем «сеньоре К», который якобы поссорился с послом, из-за чего возникли сложности с поставками. До этого, судя по разговору, «сеньор К» без проблем получал доступ к дипломатическому автомобилю для перевозки груза в аэропорт.
Однако, как ранее сообщили в МИД, именно благодаря бдительности господина Коронелли удалось вычислить преступников: год назад он доложил полиции, что в подвале школы при посольстве спрятаны 389 кг кокаина. Пакеты с порошком общей стоимостью примерно €50 млн были разложены по 12 чемоданам.
Спецслужбы обеих стран решили заменить наркотик на муку, оборудовали чемоданы GPS-трекерами и стали выслеживать причастных. В российском МИД рассказали, что кокаин в итоге принадлежал неназванному сотруднику технического состава посольства. К тому моменту он уже уехал из Аргентины, так как срок его командировки истек.
Сергей Рябков, замглавы МИД России
Все дополнительные информационные вбросы, которые прошли в выходные дни по разным аспектам этого дела, преследуют цель отвлечь от главного и бросить тень на работу, проведенную в этом довольно сложном и во многих аспектах достаточно необычном деле. Но факт есть факт: благодаря слаженному взаимодействию антинаркотических служб России и Аргентины канал подобного рода поставок не просто перекрыт, а надежно заблокирован, в том числе с точки зрения нахождения и организаторов, и исполнителей.
Советский и российский дипломат Сергей Орджоникидзе считает, что подозреваемый без труда мог провезти любой груз на территорию посольства: «Я не буду приводить конкретные примеры, но я был свидетелем того, что некоторые сотрудники — в частности, технических служб — проводили какие-то махинации. Но они, конечно, потом были выявлены. Если человек работает в посольстве, то не подвергается проверке, поэтому спокойно может, допустим, положить что-то в машину и выехать с территории посольства. Кроме того, часто бывает так, что сотрудники вовлечены в некие строительные или ремонтные работы, что позволяет им хранить на работе какие-то свои вещи».
Школа, в которой были найдены загадочные чемоданы, находится под усиленной охраной, сообщил один из родителей, чьи дети там учатся — профессор IE Business School Максим Миронов. Пронести чемоданы с наркотиками в учебное заведение незаметно было бы практически невозможно, рассказал он: «Когда моя дочь только начинала там учиться, все было очень просто, намного проще: просто сидела вахтерша, без проблем пускала — например, я без проблем поднимался с учителями поговорить, подходил к директору. А три года назад очень сильно усилили безопасность — сказали, что был приказ сверху, так как времена неспокойные. Теперь школа хорошо охраняется — не какие-то вахтеры, а, похоже, пришли сотрудники из спецслужб, они на входе стоят и постоянно меняются. К тому же там все в камерах, пульт стоит, все просматривается. Родителей в школу не пускают, они обычно стоят вне школы и ждут. Мне тяжело представить, что кто-то рискнул бы в школу проносить такой объем непонятного груза, не получив гарантий».
Аргентинские СМИ называют имя подозреваемого — Али Абьянов. Он должен был отправить кокаин в Россию под видом дипломатической почты, но не успел это сделать до конца командировки. Спустя год он попросил прислать ему чемоданы, не догадываясь, что они уже давно забиты мукой. В Москве задержали его и двух получателей груза — Владимира Калмыкова и Иштимира Хуздамова. В Аргентине тем временем арестовали Александра Чикало и Ивана Близнюка. А «сеньор К» — предположительно, как пишет аргентинское издание Clarin, бизнесмен Андрей Ковальчук — находится в бегах.
В понедельник Тверской суд Москвы уточнил имена троих фигурантов дела о незаконном обороте и контрабанде наркотиков из страны в страну. Владимиру Калмыкову, Иштимиру Худжамову и Али Абянову продлили арест до апреля, при том, что под стражей они оказались еще в середине декабря прошлого года. Им предъявлено обвинение в покушении на незаконный оборот и контрабанду наркотиков.
Вряд ли наркоторговцы пользовались этим каналом поставки впервые, считает адвокат коллегии адвокатов «Карабанов и партнеры» Евгений Гомулин: «Это большая партия и большие деньги. Не исключено, что раньше получалось какие-то менее объемные "посылки" переправлять, поэтому в этот раз было решено рискнуть с такой большой партией. Ведь вряд ли кто-нибудь сходу решился на подобное, если бы не было удачных историй до этого».
В этой истории с кокаином пока больше вопросов, чем ответов. В МИД опровергают информацию, что наркотики готовились к отправке дипломатическим грузом, так как у подозреваемого сотрудника не было допуска к формированию дипломатической почты. Так что либо злоумышленники действительно намеревались иначе транспортировать свой груз, либо в расследовании скоро всплывут новые детали, и возможно, фамилии.