Фонотека девяностых
Depeche Mode поддержали новый альбом старой музыкой
Группа Depeche Mode завершила европейскую часть турне в поддержку альбома «Spirit» концертом в столичном СК «Олимпийский», на который было продано более 25 тыс. билетов. Борис Барабанов устал удивляться феноменальной популярности трио в России.
Несмотря на то что формально нынешний концерт Depeche Mode относился к «Global Spirit Tour», в рамках которого группа уже выступала в Москве 15 июля прошлого года, различия между двумя шоу были существенными. И дело не только в том, что летом Depeche Mode выступали под открытым небом (на стадионе «Открытие Арена»), а теперь в СК «Олимпийский». К радости поклонников был довольно существенно переработан сет-лист.
Кого-то мог расстроить тот факт, что песен было меньше — например, Depeche Mode не спели «Heroes» Дэвида Боуи. Но точно никто не расстроился оттого, что в программе стало меньше материала из альбома «Spirit» (2017), в поддержку которого гастролируют англичане. Группа осчастливила россиян огромным количеством произведений своего «серебряного века» — середины 1990-х. А хиты с альбома «Violator» (1990) и классику 1980-х припасли под финал.
Альбомы «Songs Of Faith And Devotion» (1993) и «Ultra» (1997) задали тон всему концерту. Эти пластинки когда-то звучали как диалог королей синти-попа с актуальной «альтернативой», и в начале московского шоу Depeche Mode действительно звучали почти как гранж-группа. Зрителям, собиравшимся с первых же аккордов погрузиться в изобретательный электронный саунд Depeche Mode, звук мог показаться грубым — вокал Дейва Гана иногда с большими усилиями продирался сквозь суровый барабанный бит и железобетонные риффы. Однако песни «A Pain That I’m Used To», «Useless» и «Precious» развернули концерт к богатому синтезаторному звуку c элементами натурального рейва.
Что касается положенных по вечному сценарию сольных выходов Мартина Гора, то его вокал в этот раз произвел больше впечатления, чем его гитара.
Контраст между Гором и Ганом — это буквально контраст между светом и тьмой: так было задумано еще в 1980-е, так оно и теперь. Во время исполнения песни «Insight» зрители танцпартера подняли руки в белых перчатках: из начертанных на них букв сложилось слово «Goregasm».
Физкультурной форме Дейва Гана не перестают удивляться даже те фаны группы, которые в течение каждого тура Depeche Mode успевают посетить по пять-шесть концертов (есть и такие). Как сказала недавно корреспонденту “Ъ” девушка-организатор крупных столичных гастролей, «поверь, все рок-звезды стареют и толстеют, молодеет и худеет только Дейв Ган». Сравнения с Миком Джаггером всплывают теперь уже не только в силу вокальных и хореографических способностей вокалиста Depeche Mode. Ему 55 лет. А когда Depeche Mode соберутся в следующее турне, певцу, вероятно, будет уже под 60. И тем не менее каждое новое шоу — это следующая ступень в его прогрессе как шоумена. Во время концерта в «Олимпийском» он не просто жеманничал и вращал бедрами, но и крутил настоящие фуэте, причем видно было, что этот элемент он оттачивает на репетициях и стремится достичь буквально балетного уровня.
5 сентября исполнится 20 лет со дня первого концерта Depeche Mode в Москве. Тогда сам факт их приезда был сенсацией, его ждали как чуда. На нынешнем концерте в «Олимпийском» чуть ли не треть аудитории составляли зрители, появившиеся на свет после выхода альбома «Violator», на котором когда-то появился главный хит Depeche Mode «Personal Jesus». Теперь в каждом турне группа выступает в Москве дважды — на стадионе и на крытой площадке. Причем в «Олимпийском» они играют в самой многолюдной конфигурации зала. То есть в одной только Москве они за одно турне продают не менее 40–45 тыс. билетов.
На примере Depeche Mode можно сделать далеко идущие выводы о том, как меняется в новой эпохе потребление музыки старых групп: хитов на новых альбомах все меньше, а зрителей на концертах все больше.
При этом феномен популярности Depeche Mode именно в России еще ждет своего исследователя. Почему именно они, а не The Cure или U2 стали главной группой своего поколения для постсоветских территорий? Вероятно, помимо броского имиджа, новаторского звука и цепких мелодий свою роль сыграл точно найденный баланс между строгой маршевой составляющей поп-музыки и вседозволенностью кабаре.
Видеосопровождением к песне «Walking In My Shoes» стал короткий фильм о бедном музыканте, который каждый вечер преображается в блистательную drag-queen. К слову, героем видео стал реальный персонаж ночного Лондона и Берлина — Майки Вудбридж. В музыке Depeche Mode в равных долях отмерены тоталитарный «порядок» и ощущение полной творческой и личной свободы. И это, возможно, именно то сочетание, которое в наших краях ощущают как свое.