Вперед, мальчик!
Наталья Радулова знает, почему девочкам легче
Кто больше страдает от гендерных стереотипов
Мальчики чаще сталкиваются с гендерными стереотипами. Это утверждает Барбара Рисман, профессор социологии Иллинойсского университета, специалист по вопросам гендерного неравенства. Благодаря исследованию Рисман выяснилось, что многие мальчики сейчас сталкиваются с гендерными запретами в самом юном возрасте. "Феминизм изменил мир настолько, что женщин уже не ограничивают в детстве или подростковом возрасте. Конечно, позже женщина столкнется с "расплатой" за материнство и растущим разрывом между зарплатами мужчин и женщин. Но в юности все говорят ей: "Вперед, девочка!" — уверяет профессор.— Девочка может быть кем угодно: сорванцом, спортсменкой, отличницей". К мальчикам же, говорит эксперт, по-прежнему "очень рано и очень жестко" предъявляют повышенные требования, их буквально в ультимативной форме учат избегать всего женского.
В России происходит то же самое — это и без американских исследований ясно. "Будь мужчиной!", "Что ты разнылся, как девчонка", "Не дерись, как баба" — под такой безжалостный аккомпанемент растут наши мальчики. Когда племянник моей подруги вдруг увлекся кройкой и шитьем и начал создавать наряды для кукол, родители пришли в ужас. "Кем же он вырастет? — заламывала руки мама.— Ему только восемь, а он Барби обшивает!" Отец нервничал, но к психологу водил сына. В итоге у мальчишки отобрали и выбросили всех его кукол-моделей, записали его на бокс и думать запретили о профессии модельера — а то "вдруг женоподобным станет". Трудно представить, чтобы так же родители всполошились, если б их дочка увлеклась чем-то "мальчиковым", техникой или даже военным делом.
Я писала как-то о девочках, которые учатся в Нижнем Новгороде в кадетской школе имени Героя России Игоря Гурова. Конечно, некоторые граждане этому факту удивляются, но горожане в целом уже привыкли — кадетские классы с девочками появились там еще в 1998 году. Руководитель военно-патриотического клуба "Десантник", который существует при школе, особой разницы между кадетами разного пола тоже не видит: "Все зависит от характера ученика, а не от его половой принадлежности". Выпускницы школы сообщили мне, что собираются поступать в Рязанское десантное училище: "Туда девушек принимают!" У них есть разряды по парашютному спорту, они занимаются армейским рукопашным боем, носят "комки", камуфляжную форму, а их любимая музыкальная группа — ансамбль Воздушно-десантных войск России "Голубые береты". И ничего, ровесники к этому относятся с большим уважением.
А сын моей знакомой, Никита, добившийся успехов в бальных танцах, решил завершить карьеру в 11-летнем возрасте — затравили одноклассники. Начавшие взрослеть мальчишки все чаще оскорбляли Никиту за то, что он занимается "девчачьими танцульками", и придумали ему обидное прозвище Балерина. А после того как кто-то нашел видео выступлений Никиты, его подняли на смех даже "взрослые пацаны". После этого ребенок отказался ходить на танцы. Теперь плачет его мама, плачет мама партнерши, расстроен наставник: "У тебя большое будущее, Никита, не сдавайся!" Но кто из этих взрослых сам смог бы противостоять гогочущей толпе подростков: "Балерина! Балерина! Уже начистил для танцев свои туфельки, девочка?"
Так что, наверное, эксперты правы — современные мальчики всего мира сталкиваются с куда большим давлением, чем девочки. Гендерные стереотипы гораздо жестче диктуют им, чем увлекаться, как одеваться, как вести себя. И, чтобы противостоять этому, требуется большое мужество.