Цифра в повестке
технологии
Цифровизация экономики, наверное, одна из самых популярных тем у современных политиков. Германия и Россия не исключение. Как взаимодействуют и как могут взаимодействовать тут наши страны — об этом специально для "Д" заместитель директора Института Европы РАН Владислав Белов.
Германия занимается темой цифровизации с середины нулевых годов — начало было положено внедрением инновационного государственно-частного партнерства в рамках стратегии "Высокие технологии". В конце 2013 года частью коалиционного договора между блоком ХДС/ХСС и СДПГ стала "Цифровая повестка дня 2014?2017", в которой были принципы взаимодействия государственных ведомств, предпринимателей, профсоюзов, науки и общества в сфере цифровой экономики. Ее основные цели — в более тесном взаимодействии информационно-коммуникационного сектора и традиционных отраслей производства, отслеживании новых форм цифровой жизни. Было создано Федеральное министерство транспорта и цифровой инфраструктуры. В целях стимулирования использования цифровых технологий вместе с Федеральным министерством образования и научных исследований и Федеральным министерством экономики и энергетики новое ведомство разработало "Информационную и коммуникационную технологическую стратегию". Она предусматривает расширение необходимой инфраструктуры, ускоренное развитие новых цифровых технологий, а также, кстати, обеспечение кибербезопасности и защиту от промышленного шпионажа.
Составной частью "Повестки" стала "Индустриальная стратегия". Еще в 2011 году ФРГ первой обосновала причины индустриальной революции, сформулировала ее содержание, а затем выдвинула концепцию своевременной адаптации немецкой промышленности к грядущим инновационным и технологическим вызовам. Был разработан комплекс государственных мер по поддержке бизнеса, в первую очередь малого и среднего. Была создана специальная сетевая коммуникационная платформа "Plattform Industrie 4.0". Многие партнеры (они же конкуренты) Германии последовали ее примеру и приняли аналогичные программы: в Нидерландах это Smart Factory, во Франции — Alliance Industrie du Futur, в Великобритании — High Value Manufacturing Catapult, в Италии — Fabbrica del Futuro, в Чехии — Prumysl 4.0. Всего в Евросоюзе насчитывается более 30 похожих национальных инициатив, а Еврокомиссия при поддержке Германии предложила собственную стратегию Digitizing European Industry. США создали Industrial Internet Consortium, Китай принял госпрограммы Made in China 2025 и Internet Plus. Свои государственные программы разработали Япония и Южная Корея.
Будущее правительство Германии, не стоит сомневаться, продолжит цифровое наступление
Россия приняла программу цифровизации экономики лишь в середине 2017 года. Во многом ее положения совпадают с немецким подходом. За ее реализацию отвечает Министерство коммуникаций и связи РФ. При правительстве создана специальная подкомиссия по этому направлению. В конце 2017 года ведущие российские компании основали специальную автономную некоммерческую организацию "Цифровая экономика", отвечающую за координацию деятельности бизнеса, научного сообщества и общественных объединений.
Несмотря на успехи в сфере цифровизации, немецкое и российское государства с точки зрения экономических и инновационных результатов использования цифровых технологий и готовности к переходу к цифровой экономике отстают от стран-лидеров (Финляндия, Швейцария, Швеция, Израиль, Сингапур, США и др.). Примечательно, что Россия опережает Евросоюз, в том числе Германию, по доступности широкополосной связи. Лучшие позиции у нашей страны и по наличию специалистов.
В связи с этим многообещающей для обеих стран становится международная кооперация в цифровой области. Германия достаточно далеко продвинулась в этом направлении, в первую очередь в рамках стратегии "Индустрия 4.0". Здесь ее основными партнерами являются Китай, США, Франция, Япония, Южная Корея и Израиль.
К сожалению, с точки зрения взаимодействия в сфере цифровизации ФРГ и Россия находятся в начале пути. Практические примеры пока немногочисленны. В июне 2016 года на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), а позже в рамках традиционной промышленной Ганноверской ярмарки на повестке были вопросы идентификации российского и германского рынков цифровой экономики и поиска моделей взаимодействия предпринимателей в этой сфере.
Одним из результатов стало подписание в начале июня 2017 года Восточным комитетом немецкой экономики соглашения с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) о создании совместной платформы по обмену ноу-хау и обсуждению германо-российских кооперационных проектов в области цифровизации, а также по созданию демонстрационного центра. Среди прочего договоренности предполагают внедрение концепции "Цифровое предприятие" и создание цифровых энергетических систем, включая технологии Smart Grid.
На последнем ПМЭФе достигнуты важные соглашения на предпринимательском уровне. КамАЗ и Siemens AG договорились использовать ключевые инновационные решения концепции "Индустрия 4.0". Немецкие цифровые подходы и технологии позволят российскому автопроизводителю повысить свои конкурентные преимущества. Оборудование будет модернизироваться в рамках программ "Цифровое производство" и "Умная фабрика". Отметим, что в России Siemens AG активно сотрудничает с Санкт-Петербургским госуниверситетом, Санкт-Петербургским государственным политехническим университетом и Немецко-русским институтом современных технологий в Казани.
В конце прошлого года ведущие российские компании основали некоммерческую организацию "Цифровая экономика"
Важным стало активное участие России в мероприятиях саммита "двадцатки", посвященных цифровизации. Его председателем в 2017 году была Германия. Накануне основной встречи в Гамбурге в начале июля президент Владимир Путин опубликовал статью в немецкой газете Handelsblatt, где обратил внимание на то, что благодаря Китаю и Германии G20 стала уделять "больше внимания цифровой экономике как одному из источников роста и новому фактору глобального управления". Российский лидер дал достаточно четкое и ясное послание немецкому политическому и экономическому истэблишменту в сфере дигитализации: Россия готова к далеко идущему и взаимовыгодному сотрудничеству.
Продвинутой кооперации на уровне экономических министерств пока мало. Существуют лишь договоренности о взаимодействии, о необходимости отбора приоритетных проектов. Первый шаг сделан буквально в нынешнем месяце на организованной РСПП "Неделе российского бизнеса". Тут стартовала германо-российская инициатива по цифровизации экономики. С немецкой стороны участвуют Siemens и SAP, а также Внешнеторговая палата и Восточный комитет германской экономики. С российской — "Ростелеком" и "Цифра", входящая в ГК "Ренова", центр "Сколково" и РСПП. Экспертам поручено определить направления цифровой кооперации.
Отмечу, что немецко-китайское институциональное сотрудничество в этом направлении ушло далеко вперед. Но в силу специфики китайского партнера (о чем мы уже говорили в одном из номеров "Д") Германия вряд ли сможет получить от него такой же положительный эффект, как от возможной кооперации с Россией. Что можно предпринять в контексте российско-германской цифровой кооперации?
Во-первых, нужно определить механизмы координации. Начать можно с инновационного промышленного партнерства на уровне малого и среднего бизнеса. Необходимо привлечь российские (в первую очередь) крупные компаний к сотрудничеству с немецкими, работающими в сфере информатизации и инноваций. Не обойтись без совместных образовательных и исследовательских программ в сфере цифровой экономики. России и Германии давно пора глубоко кооперироваться в области защиты данных, безопасности киберфизических промышленных систем, в том числе в сфере борьбы с киберпреступностью.
Во всем этом нам не обойтись без общих "дорожных карт", учитывающих особенности цифровизации в обеих странах и возможности для синхронизации не только производственных процессов, стандартов и безопасности, но и защиты прав на интеллектуальную собственность. Полезны были бы совместные инновационные лаборатории, например по исследованию вопросов взаимодействия роботов и человека.
В обеих странах уже определились компании-лидеры в сфере промышленной цифровизации, появляется все больше "лучших практик", активно развиваются государственные и частные механизмы поддержки тех, кто способен к двустороннему сотрудничеству. С российской стороны активное участие в реализации предложенных выше инициатив могли бы принять недавно созданные специализированные структуры Российско-германской внешнеторговой палаты и РСПП.