Избыточен и политически фатален

дискуссия

Планы строительства "Северного потока-2" вызывают в Германии жаркие споры. Два немецких эксперта дают свои оценки проекта. Каковы аргументы тех, кто за, и тех, кто против? Рассказывает Ральф Фюкс, директор недавно созданного берлинского Центра либерального модерна, ранее председатель близкого к партии "Зеленые" Фонда имени Генриха Белля.

"Северный поток -2" готовится, но пойдет ли по этим трубам газ — вопрос, пока не имеющий окончательного ответа

Фото: DPA/TASS

Если следовать логике сторонников второго "Северного потока" — еще двух ниток газопровода для доставки российского газа в Европу по дну Балтийского моря — все это начинание является исключительно энергетически разумным и политически безобидным. "Северный поток-2" должен повысить энергетическую безопасность ЕС — дескать, еще Советский Союз был надежным поставщиком энергоносителей. К тому же это чисто коммерческий проект — Еврокомиссии следует держаться в стороне и не вмешиваться самовольно в вопросы энергетического суверенитета немцев. Протестую, ваша честь!

В "Стратегии ЕС по достижению энергетической безопасности", утвержденной Еврокомиссией в 2014 году, четко названы три цели: повышение производства электричества из первичных источников, диверсификация стран-поставщиков и путей поставок, общая позиция стран ЕС перед третьими государствами. "Северный поток-2" идет вразрез со всеми тремя. Проект делает ставку на рост импорта природного газа в ЕС. Он усилит зависимость от России, на долю которой уже приходится около 30% поставок и которая с отрывом лидирует по объемам экспорта газа в ЕС. К тому же он вносит серьезный разлад в ряды членов ЕС. Национальная ограниченность, с которой коалиция из СДПГ, Союза ХДС/ХСС и Восточного комитета немецкой экономики продвигает его вопреки сопротивлению Еврокомиссии, становится насмешкой над заверениями Берлина в приверженности Европе. В глазах поляков, прибалтов или скандинавов "Северный поток-2" — это еще одна одиночная кампания, проводимая немцами без согласования с соседями по Европе.

Газопровод мощностью до 55 миллиардов куб. м в год с инвестициями в €9-10 млрд строится на десятки лет. Экономический расчет возводится на том, что потребление природного газа в ЕС в долгосрочной перспективе будет расти. Для сегодняшних потребностей он просто избыточен. Загрузка "Северного потока-1" в 2015 году составила всего 71%. К этому добавляются резервные мощности континентальной системы газопроводов и растущие мощности СПГ-терминалов, рассчитанных на перспективные потребности. Ни сегодня, ни завтра дефицита мощностей для импорта газа нет и не будет. Для загрузки "Северного потока-2" потребуется либо колоссальный рост потребления газа в ЕС, либо вытеснение других поставщиков и путей транспортировки. Ни первое, ни второе не отвечает интересам европейцев, зато вполне отвечает интересам "Газпрома" сотоварищи.

Рост потребления природного газа в долгосрочной перспективе несовместим с климатическими целями ЕС. Последние предполагают масштабную декарбонизацию энергетического сектора до середины текущего столетия. Поэтому вместо того, чтобы на десятилетия закреплять свою зависимость от путей транспортировки ископаемых энергоносителей, ЕС должен стремиться к максимальной гибкости в вопросах источников закупок и путей транспортировки. Спрос на газ ввиду поэтапного отказа от угольной энергетики и дальнейшего сокращения потребления нефти на короткое время действительно может возрасти, но в долгосрочной перспективе он тоже должен снижаться. Ключ к этому лежит в последовательном повышении энергоэффективности жилья и промышленности, а также в замене природного газа синтетическим (водородом и метаном), получаемым за счет избыточной электроэнергии из возобновляемых источников. Чем выше будет доля ветровой и солнечной энергетики в европейском "энергетическом коктейле", тем острее будет стоять вопрос о преобразовании избыточной электрической энергии. Зацикленность на импорт природного газа станет тормозом для развития альтернативных технологий будущего в промышленных масштабах.

Кроме того, две новые нитки должны пересечь несколько экологически весьма неустойчивых территорий. Их прокладка станет серьезным вмешательством в морскую биосферу. Природоохранные организации критикуют предполагаемый маршрут и поверхностную оценку воздействия на окружающую среду.

Утверждать, будто "Северный поток-2" — чисто коммерческий проект, слишком наивно

Нужно зажмурить оба глаза, чтобы не замечать, что этот газопровод есть часть геополитической игры Кремля. Его цель — исключить Украину и Польшу в качестве транзитных стран, закрепить европейскую зависимость от энергетического импорта из России и вбить клин в ЕС. Пока в Европе нет единой стратегической энергетической политики, российская сторона продолжает расширять свою энергетическую империю. Часть этой игры — стратегический выбор площадок для новых АЭС, которые должны будут экспортировать электричество в Евросоюз, как, например, станции у белорусско-литовской границы и в Калининграде мощностью 2,4 тыс. МВт каждая.

"Газпром" не просто концерн, как другие. Вместе с "Роснефтью" он создает экономическую базу для режима в Москве. Нефть и газ — это важнейшие источники доходов российского государства и важнейшие кормушки для обогащения властной элиты. Вместе с тем "Газпром" и "Роснефть" находятся в центре экономических сетей и политических связей Кремля в Европе. Неслучайно экс-канцлер Герхард Шредер у них на зарплате, ведь он их самый эффективный лоббист. При этом экономические и политические интересы идут рука об руку.

Существует куда более дешевая альтернатива второму газопроводу по дну Балтийского моря — это модернизация континентальной газотранспортной системы

Она могла бы стать многосторонним проектом на благо всем. Если Украина и Польша будут выключены из цепочки поставок российского газа в Западную Европу, они лишатся доходов от транзита, а это миллиарды евро. Кроме того, Кремль сможет в любой момент перекрыть им газовый кран, не рискуя своими экспортными поставками в целом. Украина станет еще более уязвимой для российской политики угроз. И это тоже политическое измерение "Северного потока-2".

Если кто хочет делать ставку на кооперативную систему европейского энергоснабжения, он не должен потакать кремлевской политике "разделяй и властвуй". Это в полной мере относится и к Германии. Среди центрально- и восточноевропейских соседей немцев существует вполне обоснованное критическое восприятие новой версии оси Берлин--Москва, игнорирующей их интересы и опасения. "Северный поток-2" — пробный камень, который покажет, насколько серьезно Германия относится к собственным заявлениям из разряда "больше Европы".

Вся лента