Наркодилеры поймались на чемоданы
За контрабанду наркотиков арестован экс-сотрудник посольства России в Аргентине, его коллегу ищут
Мосгорсуд признал законным арест трех фигурантов одного из самых скандальных дел последних лет — о контрабанде почти 400 кг кокаина, организованной бывшим техническим сотрудником посольства России в Аргентине. 12 чемоданов с наркотиками с 2016 года хранились в посольской школе, пока их под контролем ФСБ не отправили в Москву. В самой Аргентине взяты под стражу два соучастника контрабанды, в том числе служивший в полиции. Еще один фигурант, сбежавший в ФРГ, объявлен в розыск.
Уголовное дело о покушении на контрабанду наркотиков и распространение наркотических средств (ст. 30, 229.1 и 228 УК РФ) было возбуждено 15 ноября прошлого года следственным департаментом МВД. 13 декабря его фигурантов — бывшего технического сотрудника посольства России в Аргентине Али Абянова, а также безработных Иштимира Худжамова и Владимира Калмыкова — сотрудники ФСБ задержали в Москве, после чего они были арестованы Тверским райсудом. Причем, как выяснилось, чекисты взяли их при получении 12 чемоданов, доставленных из Аргентины. Злоумышленники рассчитывали, что в них находится кокаин, однако его заменили обычной мукой. В связи с этим обвинение им предъявили в покушении на контрабанду наркотиков — теперь вместо пожизненного срока злоумышленникам грозит до 25 лет заключения.
Одновременно в Буэнос-Айресе взяли под стражу сотрудника аргентинской полиции Ивана Близнюка, сына семьи эмигрантов из СССР, и выходца из Владивостока Александра Чикало, который якобы работал в фонде Mecenas Ortodoxos Rusos En America Latin — «Русские православные меценаты в Латинской Америке». Еще один фигурант, бывший технический сотрудник дипломатических миссий в Германии Андрей Ковальчук, избежал ареста, скрывшись в этой стране. Кроме того, в деле упоминается о неких неустановленных лицах — очевидно, тех, кто собирался отправить наркотики из Аргентины в Россию, а оттуда — в страны Западной Европы.
По предварительной версии, господин Ковальчук еще пару лет назад каким-то образом свел полицейского Близнюка и его друга Чикало с завхозом посольства Абяновым, у которого, правда, вскоре заканчивался срок служебной командировки в Аргентину. Последний, судя по всему, пообещал отправить несколько партий наркотиков диппочтой, однако не смог этого сделать. Как объяснил “Ъ” источник в МИДе, содержание вализ — специальных мешков с корреспонденцией, вмещающих до 15 кг груза, тщательно осматривается спецкомиссией в посольстве, состоящей из нескольких ответственных сотрудников, после чего мешки опечатываются. Затем дипкурьеры, обычно два человека, собирают диппочту поочередно в нескольких посольствах и только после этого направляются с ней в Россию. Причем авиарейсы, которыми они пользуются, чаще всего бывают транзитными.
В итоге к концу 2016 года в подсобке школы, где учителем младших классов работала жена господина Абянова Гюльнара, скопилось 12 чемоданов с кокаином.
На них обратили внимание уже после отъезда супругов на родину — они просили знакомых из дипмиссии доставить их личные вещи в Москву. Посол РФ в Аргентине Виктор Коронелли, получив добро из Москвы, связался с местной жандармерией, которая осмотрела чемоданы, а потом заменила брикеты с наркотиками муляжами с мукой.
Посол России в Аргентине Виктор Коронелли в эфире “Ъ FM”
Я, наверное, не готов говорить обо всех деталях, но ответ напрашивается сам собой: как установили в ходе проводившейся операции сотрудники ФСБ, чемоданы были завезены бывшим техническим сотрудником посольства Абьяновым, у которого был доступ. Там есть гараж в этом комплексе, где Абьянов имел возможность ставить служебную машину, которой он пользовался для исполнения своих обязанностей. Судя по всему, на этом автомобиле и был завезен груз внутрь — в гараж этого здания. А потом уже по служебным переходам он был спрятан в одном из складских помещений.
«Большое уважение вызывает позиция посла России Виктора Коронелли, который выступил очень достойно и разоблачил всю эту шайку»,— заявила “Ъ” адвокат Елена Фролова, работающая в Буэнос-Айресе.
Однако операция, в которой участвовали спецслужбы двух стран, затянулась почти на год. Все это время оперативники разрабатывали предполагаемых участников наркотрафика и пытались вычислить дальнейших получателей наркотиков как в России, так и в странах Западной Европы. К тому же надо было организовать переправку чемоданов, которая не вызвала бы опасений у участников группировки. По одной из версий, чемоданы вначале вместе с другим грузом были отправлены бортом одной транспортной компании в Германию, а оттуда грузовиком доставлены в Россию.
Источник “Ъ” в российских спецслужбах отметил, что Аргентина является далеко не основным поставщиком кокаина. По его словам, гораздо чаще наркотик отправляется из Колумбии или Эквадора. Преимущественно поставки осуществляются морским путем на сухогрузах под прикрытием большого количества других товаров. По словам собеседника “Ъ”, самолетами в РФ кокаин доставляется довольно редко и обычно тщательно замаскирован — бывали случаи растворения наркотика в вине, помещения в консервные банки, рамы велосипедов и т. д.
При этом Россия, как и Аргентина, используется в основном для транзита кокаина.
Массового распространения кокаин в самой России не получил из-за своей дороговизны, оставаясь доступным для элиты и так называемой золотой молодежи, объясняет эксперт.
Как меняются каналы поставок запрещенных веществ
Наркоторговля — предмет интереса спецслужб и полиции, а борьба с ней — профессиональная обязанность данных ведомств. Однако, как показывает опыт разных стран, победить это зло пока не удается. Возможно, потому, что решение проблемы лежит в другой плоскости.