Татарские суда застряли в архангельских льдах

Теплоходы Зеленодольского завода не прошли зимние испытания в Поморье

Неудовлетворительные результаты январских испытаний двух пассажирских судов ледового класса чуть не привели к отказу Архангельской городской администрации от покупки стоимостью 576,9 млн рублей. Катера, построенные Зеленодольским заводом имени Горького, не смогли самостоятельно преодолеть лед толщиной 25-30 см в акватории морского порта Архангельск. Изданный в начале месяца руководителем профильного департамента Петра Чечулина приказ о разрыве контракта так и не был приведен в исполнение. Верфи удалось договориться о проведении новых испытаний в весенний период.

Пассажирское судно проекта А-217

Фото: Ксения Емельянова/www.korabel.ru

Пассажирские суда проекта А-217, построенные Зеленодольским заводом имени Горького для администрации города Архангельска, не пригодны для самостоятельной эксплуатации на речных маршрутах города в зимнее время. Такой вывод сделала городская комиссия по приемке речных судов после испытаний катеров, проведенных в конце января (акт приемо-сдаточных испытаний находится в распоряжении "Ъ"). Для эксплуатации теплоходов требуется поддержка буксиров, которые должны проводить околку судов перед рейсами, сопровождать их во время переходов по ледовым каналам и помогать при швартовке к пассажирским причалам.

Два пассажирских судна с заводскими номерами 231, 232 были построены татарским судостроительным предприятием еще в 2014 году, после чего их доставили заказчику. Однако тогда сделка не была закрыта. По одной из версий, причиной послужила смена власти в городе: в конце 2015 года Виктор Павленко покинул пост мэра ради места в Совете Федерации, его кресло занял Игорь Годзиш, большую часть своей карьеры построивший на северодвинском судостроительном заводе "Севмаш". В начале прошлого года власти Архангельска вернулись к идее приобретения пассажирских судов (см. "Ъ" от 29.03.2017). К концу года из-за невозможности разом выплатить из бюджета всю сумму стоимости судов к сделке в качестве лизингодателя привлекли ООО "ВолгоТатСудоремонт", аффилированное с заводом-производителем теплоходов (см. "Ъ" от 06.12.2017). Представители муниципалитета обосновывали закупку бюджетной экономией: ежегодно администрация выделяет по 100 млн рублей на буксирное обеспечение речных пассажирских перевозок: в весеннее и осеннее время обычные пассажирские суда не могут ходить по битому льду. Суда ледового класса из Татарстана должны были удешевить стоимость перевозок.

Общая стоимость двух судов с учетом лизинговых платежей, по данным портала госзакупок, составляет 576,9 млн рублей. Из этой суммы "ВолгоТатСудоремонту" в качестве аванса уже перечислено 31,5 млн рублей. Платеж был обязательным условием по передаче судна городу. Как следует из документации, размещенной на портале госзакупок, на 2018 год в муниципальном бюджете зарезервировано 157,5 млн рублей на погашение обязательств перед лизингодателем, на следующий год — 165 млн рублей.

Однако результаты январских испытаний не удовлетворили заказчика. Руководитель департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры Архангельска Петр Чечулин 8 февраля издал приказ "Об одностороннем отказе от исполнения контракта" (в распоряжении "Ъ"). Основанием стала "невозможность эксплуатации имущества в соответствии с его назначением и техническим заданием".

Впрочем, в открытом доступе на портале госзакупок информации о разрыве контракта нет. Как пояснили "Ъ" собеседники на Зеленодольском заводе имени Горького, верфи удалось договориться с заказчиком о проведении повторных испытаний, уже в период весеннего ледохода, что должно существенно облегчить приемку судна.

В муниципальном округе "Город Архангельск" и на Зеленодольском заводе имени Горького официально не ответили на вопросы "Ъ".

Герман Костринский

Вся лента