Четыре схемы вместо «Трансконтейнера»
ОАО РЖД ищет замену продаваемой компании
Как выяснил “Ъ”, ОАО РЖД рассматривает сразу четыре схемы создания компании, которая может заменить «Трансконтейнер» после того, как монополия продаст его контрольный пакет. Это вертикально интегрированная транспортная компания, оператор подвижного состава, оператор терминалов и платформ или компания «без активов». Но у всех вариантов с активами есть недостатки в виде высокой потребности в инвестициях, а оператор без активов у ОАО РЖД уже есть — СП с Казахстаном и Белоруссией АО ОТЛК.
ОАО РЖД обсуждает четыре возможных формата контейнерного логистического оператора, который можно создать взамен продаваемого «Трансконтейнера». 50% плюс две акции «Трансконтейнера», принадлежащие ОАО РЖД через Объединенную транспортно-логистическую компанию (ОТЛК, СП с железными дорогами Казахстана и Белоруссии), будут проданы с конкурса. Он был запланирован на апрель, но, как говорил на прошлой неделе замминистра транспорта РФ Алан Лушников, из-за того, что необходимые процедуры не были начаты в январе, его вряд ли удастся провести в эти сроки.
Четыре формата «альтернативного "Трансконтейнера"» — это вертикально интегрированная компания (ВИК) с подвижным составом, контейнерной площадкой, самими контейнерами и так далее; оператор подвижного состава; оператор контейнерных терминалов и платформ или компания «без активов» (по последнему варианту функционирует ОТЛК). Как рассказал “Ъ” источник, знакомый с ситуацией, об этих вариантах замглавы ОАО РЖД Андрей Старков уведомил Минтранс 15 февраля. Все они имеют риски. Например, создание ВИК потребует значительных инвестиций в подвижной состав, ей придется входить на сложившийся высококонкурентный рынок, а оператору подвижного состава будет не хватать терминалов и так далее. В ОАО РЖД “Ъ” сообщили, что прорабатывают вопрос о создании альтернативного контейнерного оператора. «При этом возможна этапность и совмещение вариантов,— говорят в монополии.— Будем выбирать оптимальный». В Минтрансе не дали комментариев, но ранее господин Лушников говорил, что обсуждать варианты формата рано, поскольку «не сделаны технико-экономические оценки».
Строительство нового бизнеса на базе контейнерных терминалов имеет плюс в том, что у ОАО РЖД есть обширная терминально-складская инфраструктура, примерно 37% оказываемых ею услуг — переработка контейнерных грузов, которая является привлекательным сегментом роста. Но, как следовало из проекта концепции развития транспортно-логистического бизнеса ОАО РЖД (см. “Ъ” от 25 января), лишь 54% грузовых дворов обладают коммерческим потенциалом, а их развитие потребует инвестиций 14,5 млрд руб. до 2025 года, что существенно превосходит объем, заложенный в инвестпрограмму. Закупка фитинговых платформ осложняется высокой стоимостью. Как говорил на прошлой неделе первый замгендиректора «Суммы» Александр Панченко, они за 2017 год подорожали на 50%, предложив субсидировать их выпуск. «Фитинговые платформы, стоящие 2,3–2,4 млн руб. за 40-футовую и 2,6–2,9 млн руб. за 80-футовую, объективно на пике стоимости,— говорит глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров,— и их покупка в 2018 году формирует серьезные риски для безубыточной работы в условиях, когда арендные ставки нормализуются». То же касается парка контейнеров, добавляет он: наличие собственного контейнерного оборудования является конкурентным преимуществом, но массово закупать контейнеры сейчас нерентабельно.
Единственный вариант для ОАО РЖД сохранить в 2018 году присутствие в контейнерном бизнесе — это вариант «без активов», считает господин Бурмистров. Но непонятно, чем такая компания будет отличаться от ОТЛК, к тому же создание ее конкурента осложнит стратегическое партнерство с Казахстаном, добавил он. Для остальных вариантов вопрос в том, какие активы и по какой стоимости будут формировать капитал компании. Развитие в сфере терминального бизнеса, который для ОАО РЖД сейчас вторичен, перспективно, но это должно быть соотнесено со стратегией развития, клиентской базой и ключевыми маршрутами, отмечает эксперт. Сама идея сохранить позиции в контейнерном бизнесе — правильная, уверен он, но требует аккуратной реализации, чтобы создать дополнительную стоимость для акционера, а не заменить прибыльный актив на убыточный.