«Трансгруз» наращивает высоту
Дома в «120 квартале» Самары вырастут до 22 этажей
Мэрия Самары согласовала ООО «Трансгруз» отклонение от предельных параметров разрешенного строительства для проекта «120 квартал» в Ленинском районе, так что высота жилого комплекса сможет достигать 60,4 м. Эксперты отмечают, что застройщик никак не обосновал необходимость очередной высотки в центре города и новое строительство не обеспечено необходимой социальной инфраструктурой — школами, детскими садами, а также парковками.
Администрация Самары согласовала ООО «Трансгруз» отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в Ленинском районе Самары. Компания построит жилые дома предельной высоты 60,4 м на земельном участке площадью 14 045 кв. м в границах улиц Ленинской, Маяковского и Братьев Коростелевых. Заключение по результатам публичных слушаний опубликовано на сайте администрации 22 февраля.
Публичные слушания проходили с 25 января по 14 февраля 2018 года в форме сбора мнений, предложений и замечаний жителей. Выразили ли жители города свою позицию по данному вопросу, в опубликованных материалах не сообщается.
• ООО «Трансгруз» зарегистрировано в Самаре в 1997 году. Директор Андрей Видманов. 100% акций предприятия принадлежат Эдуарду Волкову. Выручка строительной компании в 2016 году составила 359,2 млн руб., чистая прибыль — 7,2 млн руб.
В указанных границах «Трансгруз» ведет строительство ЖК «120 квартал». Согласно материалам на сайте компании, изначально застройщик намеревался возводить жилые дома от 9 до 16 этажей высотой до 43 м, что не соответствовало предельной высоте зданий в исторической части города, установленной Правилами застройки и землепользования (до 34,3 м). Однако, судя по последним данным, теперь высотность возрастет еще более. Исходя из высоты одного этажа (2,7 м), новые высотки в историческом центре города могут достигать 22 этажей (60, 4 м).
Компания Эдуарда Волкова начала осваивать указанную площадку в 2014 году, получив в аренду четыре земельных участка общей площадью свыше 10 447 кв. м. Жилой комплекс «120 квартал» предполагает группу разносекционных монолитно-каркасных зданий переменной этажности. Согласно документам на сайте компании, первая очередь проекта — 16‑этажный пятисекционный дом с паркингом 20 ноября 2017 года получил разрешение на ввод в эксплуатацию. 9 января компания приглашала собственников жилья за актом приема передачи в собственность.
В 2015 году при подготовке площадки рабочие компании обнаружили там клад из 450 серебряных монет. Управление государственной охраны объектов культурного наследия не было должным образом извещено о находке и возбудило дело об административном правонарушении в Ленинском районном суде. Однако серьезных санкций к застройщику тогда не применили, и на возведении жилья это не сказалось. В декабре 2017 года «Трансгруз» обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском к мэрии и главе города об отмене постановления, изданного в сентябре 2017 года, отменяющего разрешение на строительство в границах указанного района. Вероятно, речь идет о строительстве следующих очередей жилого комплекса. На сайте строительной организации нет документов на строительство новой очереди. В самой компании ситуацию не прокомментировали, секретарь «Трансгруза» сообщила по телефону, что передаст вопросы руководству, однако ответа не последовало. Городская администрация также не предоставила оперативного ответа на запрос „Ъ“.
Советник врио губернатора Самарской области, доцент Высшей школы урбанистики при НИУ ВШЭ Виталий Стадников считает, что практика, когда застройщики реализуют проекты с отклонениями от предельных норм безо всякого обоснования, создает возможность для коррупционных злоупотреблений. «Это вопрос к городской администрации, почему продолжается практика, которая применялась при Рубакове, который сейчас сидит, который ее и обеспечивал (руководитель департамента градостроительства Самары Сергей Рубаков находится под домашним арестом по подозрению в посредничестве во взяточничестве и мошенничестве. — „Ъ“). Зачем принимались ограничения в ПЗЗ в 34 м, чтобы потом каждый раз давать возможность отступить от них? Это дает коррупционную емкость всему процессу», — считает Виталий Стадников.
Он указал, что застройщик не предусмотрел создание социальной инфраструктуры — школ и детских садов. Также господин Стадников отмечает низкое обеспечение проекта парковочными местами. Так, согласно проектной декларации на сайте компании, в первой очереди ЖК предусмотрено строительство 291 квартиры и 8‑этажного офисного центра, при этом в проект заложено всего 159 парковочных мест и 157 гаражных боксов. «В каждой квартире по несколько машин, а еще стоянка у офисного центра. Только первая очередь создает высокую нагрузку на территорию. Строительство следующих очередей усугубит ситуацию. Это чистой воды дисбалансирование территории без обоснований по обеспечению ее объектами социальной инфраструктуры. Непонятно, с какой стати там вообще появляется застройка такого типа», — считает архитектор.
Компания реализует еще несколько жилищных проектов в историческом центре города. Именно «Трансгруз» построил 33‑этажную высотку на ул. Вилоновской. В том же квартале, в границах улиц Вилоновской, Самарской, Ульяновской и Садовой, застройщик планировал возвести жилой комплекс зданий высотой до 17 этажей. Однако общественники и архитекторы резко раскритиковали проект застройщика, и в мае 2017 года под давлением общественности он был отправлен на доработку.
«Центральная часть города не рассчитана на многоэтажную застройку. Строить нужно, но не выше шести этажей. Земля здесь дорогая, расселение окупится. Выступаю против и как депутат, и как житель города», — комментировал ситуацию депутат Самарской губернской думы Виктор Егоршин, в зону ответственности которого входит Ленинский район.
«Трансгруз» строит еще несколько высокоэтажных жилых комплексов в других районах города с плотной застройкой. И, как отмечают эксперты, во многих случаях эти объекты оказываются не обеспеченными школами, поликлиниками и парковочными местами. Архитектор Юрий Астахов считает, что это связано с недостаточным уровнем контроля со стороны городской администрации, которая не должна допускать строительство с отклонением от норм.
«Эта ситуация говорит об отсутствии комплексного подхода к городскому развитию, отсутствии градостроительной стратегии», — считает архитектор.